✅ Установление хозяйствующим субъектом, монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
злоупотребление доминирующим положением;
согласованные действия и соглашения между хозяйствующими субъектами;
недобросовестная конкуренция.
С более детальной информацией, связанной с антиконкурентными действиями хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее (монопольное) положение на товарных или финансовых рынках, можно ознакомиться

👉 https://lex.uz/docs/1931450

✅ Доминирующим (монопольным) положением является положение хозяйствующего субъекта или группы лиц на товарном или финансовом рынке, дающее ему (им) возможность осуществлять свою деятельность независимо от конкурирующих хозяйствующих субъектов и оказывать решающее влияние на состояние конкуренции, затруднять доступ на соответствующий рынок другим хозяйствующим субъектам либо иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности🚫

✅ Доминирующим (монопольным) положением на товарном или финансовом рынке признается положение хозяйствующего субъекта или группы лиц, доля которого (которой) составляет:
1) пятьдесят процентов и более;
2) в диапазоне от тридцати пяти до пятидесяти процентов при установлении следующих условий:
стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке в течение не менее одного года;
относительного размера долей на товарном рынке, принадлежащих другим хозяйствующим субъектам (конкурентам);
возможности вхождения на этот рынок новых хозяйствующих субъектов (конкурентов)🚫

📑 Письменным заявлением, посредством электронной почты, либо через веб-сайт Комитета

🚫 Прилагать к заявлению сведения о заявителе и о лице, в отношении которого подано заявление, описание фактов (признаков) нарушения законодательства

™️ Сведения о принадлежности заявителю товарного знака (документы по регистрации)

ИНН заявителя;

сведения о видах деятельности, наименованиях видов товара и их объемах, произведенных и реализованных заявителем в течение 2-х лет, предшествующих дню подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем 2 года;

финансовую и статистическую отчетность за 2 предыдущих календарных года;

сведения о составе группы лиц с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу лиц, и иную информацию, относящуюся к рассматриваемым сделкам;

документ, подтверждающий уплату сбора.

В соответствии с абзацем четвертым части первой статьи 12 Закона Республики Узбекистан «О конкуренции», органам государственного управления и органам государственной власти на местах запрещается необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, преференции и привилегии, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на товарном или финансовом рынке.

Согласно законодательства о конкуренции уполномоченным органом в области конкуренции на товарных и финансовых рынках является Комитет по конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан. В связи с этим, хозяйствующие субъекты при возникновении такого рода вопроса могут обращаться в Комитет по конкуренции и его территориальные управления для дальнейшего изучения данного вопроса.

В соответствии со статьей 9 Закона «О конкуренции» в новой редакции установлено, что Антимонопольный комплаенс в обязательном порядке внедряется в:

  • республиканских органах исполнительной власти и иных организациях;
  • хозяйствующих субъектах, имеющих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке;
  • юридических лицах, размер среднегодовой выручки от реализации товаров которых за последние три года превышает сто тысячекратный размер базовой расчетной величины и в уставном фонде (уставном капитале) которых 50 и более процентов принадлежит государству;
  • юридических лицах, размер среднегодовой выручки от реализации товаров которых за последние три года превышает сто тысячекратный размер базовой расчетной величины и в уставном фонде (уставном капитале) которых 50 и более процентов принадлежит юридическому лицу, государственная доля в уставном фонде (уставном капитале) которого составляет 50 и более процентов;
  • объединениях юридических лиц.

Внедрение антимонопольного комплаенса в хозяйствующих субъектах, не указанных в части четвертой настоящей статьи носит рекомендательный характер.

Если монополист не отгружает товар потребителю в установленный срок, это считается нарушением статьи 10 Закона “О конкуренции” —  злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, выраженное ущемлением прав и интересов потребителей или других хозяйствующих субъектов.

В случае обращения со стороны покупателя в Антимонопольный комитет, монополист получит предписание о немедленном исполнении договора в части отгрузки товара и ему грозит штраф в соответствии со статьей 178 Кодекса об административной ответственности.

Сделки по приобретению акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) хозяйствующего субъекта:

Предварительное согласие антимонопольного органа на сделки по приобретению лицом или группой лиц акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) хозяйствующего субъекта необходимо в случаях, если:

такое лицо или группа лиц получает право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами указанных акций (долей);

суммарная балансовая стоимость активов или суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год участвующих в сделке лиц превышает стотысячекратный размер базовой расчетной величины либо одним из участников сделки является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном или финансовом рынке. (статья 17 Закона «О конкуренции»)

Сделки по слиянию и присоединению хозяйствующих субъектов:

Предварительное согласие антимонопольного органа на сделки по слиянию и присоединению хозяйствующих субъектов необходимо в случаях, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, участвующих в соответствующей сделке, или их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает стотысячекратный размер базовой расчетной величины либо один из них является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном или финансовом рынке. (статья 16 Закона «О конкуренции»)

Не имеет права. Условия поставки товара и оказания услуг со стороны монополистов должны быть одинаковыми для потребителей. Вышеуказанное действие признается злоупотреблением доминирующим положением.

В соответствии со статьей 10 Закона «О конкуренции» злоупотреблением доминирующим положением на товарном или финансовом рынке признаются запрещенные действия хозяйствующего субъекта, которые имеют своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление прав и интересов потребителей, других хозяйствующих субъектов. В данной статье также перечислены действия, признающиеся злоупотреблением доминирующим положением, предусматривающие включение в договор дискриминационных условий.

Исключением является применение монополистом разных цен, сложившихся на биржевых торгах на момент совершения сделки, а также наличие законодательного акта по применению отдельным категориям потребителей других цен (например, для госзаказа).

При наличии вышеуказанных фактов, просим обращаться в Антимонопольный комитет, который поможет обеспечить равные условия.

получение достоверной и полной информации о товаре (работе, услуге), а также изготовителе (исполнителе, продавце);
свободный выбор и надлежащее качество товара (работы, услуги);
безопасность товара (работы, услуги);
возмещение в полном объеме материальных убытков, морального вреда, причиненных товаром (работой, услугой) с недостатками, опасными для жизни, здоровья и имущества, а также неправомерным действием (бездействием) изготовителя (исполнителя, продавца);
обращение в суд, другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или охраняемых законом интересов

Оплата товаров (работ, услуг) может производиться в наличной или безналичной форме. Запрещается устанавливать продавцом (исполнителем) разные цены (тарифы) на одну и ту же марку (модель, артикул) товаров, а также работы и услуги одного объема и качества, в том числе искусственно завышать или занижать их в зависимости от форма оплаты. Потребителям могут предоставляться льготы при безналичной оплате товаров (работ, услуг).

Это противоречит действующему законодательству, так как ведет к ограничению прав потребителей.
Недостатки, обнаруженные у всех товаров в течение гарантийного срока или срока годности, должны быть безвозмездно устранены продавцом и исполнителем.
Однако, если в купленном товаре не обнаружено никаких дефектов, этот товар не подлежит возврату.

Потребитель, которому продан товар с недостатками, если это не было оговорено при заключении договора, вправе по своему выбору потребовать (в отношении продовольственных товаров такое право покупатель имеет в течение 24 часов после покупки):
замены на товар надлежащего качества аналогичной марки (модели, артикула);
замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
соразмерного уменьшения покупной цены;
безвозмездного устранения недостатков товара;
возмещения расходов на исправление недостатков товара;
В этом случае покупатель вправе требовать полного возмещения ущерба, причиненного ему в связи с реализацией товара, не обладающего требуемым качеством.
В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (парфюмерно-косметические изделия, товары бытовой химии и другие товары), покупатель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества, либо соразмерного уменьшения покупной цены.
Вместо предъявления указанных требований, покупатель вправе отказаться от приобретенного товара и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
При замене или возврате товара ненадлежащего качества, покупатель за счет продавца должен возвратить купленный им товар ненадлежащего качества.
При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за его полного или частичного использования, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности требования, связанные с недостатками товара могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки обнаружены в разумный срок, но в пределах шести месяцев со дня передачи товара покупателю, либо в пределах более длительного срока, установленного договором.
Для сезонных товаров срок заявления претензий, связанных с недостатками товара, исчисляется с момента наступления соответствующего сезона после даты покупки товара. Время наступления сезона, исходя из климатических условий в Республике Узбекистан, следующее:
зимний сезон — с 25 ноября по 10 марта;
весенний сезон — с 11 марта по 14 мая;
летний сезон — с 15 мая по 15 сентября;
осенний сезон — с 16 сентября по 24 ноября.

Ремонт, удешевление, поставка на замену и возврат потребителю товара большого размера или весом более пяти килограммов осуществляются силами продавца (изготовителя) и за его счет. В случае неисполнения данной обязанности доставка и возврат товара могут быть осуществлены потребителем. При этом продавец (изготовитель) должен покрыть расходы потребителя, связанные с доставкой и возвратом товара.

Закупка товаров субъектов естественных монополий по ценам (тарифам), установленным уполномоченным органом;

требование полного возмещения материального ущерба, причиненного товарами с недостатками, опасными для жизни, здоровья и имущества, а также неправомерными действиями (бездействием) субъектов естественных монополий и возмещения морального вреда.

отказывать в заключении договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары;
взимать плату за товары, превышающую размер, установленный уполномоченным органом;
навязывать условия доступа к товарам субъектов естественных монополий или совершать иные действия, ведущие к дискриминации потребителей товаров субъектов естественных монополий либо получению доходов за счет взимания с потребителей платы, не учтенной в установленных ценах (тарифах).
использовать положение естественной монополии для ограничения конкуренции на рынках товаров (работ, услуг), не отнесенных к сфере естественной монополии.

Критерии оценки предложений участников, относящиеся к государственным закупкам товаров (работ, услуг) государственным заказчиком, предусматривают: цену, базис поставки, сроки поставки, характеристики и качественные показатели, срок эксплуатации (использования), условия платежа и гарантий, расходы на эксплуатацию, в том числе на использование и ремонт в конкретный период времени, другие критерии, не противоречащие требованиям законодательства. А также условия государственной закупки, устанавливаемые государственным заказчиком, должны содержать критерии оценки предложений участников, их относительное значение, порядок применения критериев оценки в рамках процедуры оценки.

Государственный заказчик может выдвинуть требования согласно которому, участники должны соответствовать следующим критериям как наличие необходимых технических, финансовых, материальных, кадровых и других ресурсов для исполнения договора, правомочность на заключение договора, отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов и сборов, отсутствие введенных в отношении них процедур банкротства, отсутствие записи в Едином реестре недобросовестных исполнителей.
Также государственный заказчик при необходимости вправе устанавливать дополнительные требования к участникам исходя из специфических свойств или особенностей товара (работы, услуги). Однако, дополнительные требования к участникам не должны противоречить основным принципам государственных закупок, а также дополнительные требования к участникам должны быть указаны в информации о государственной закупке в момент ее объявления. Вместе с этим, для участия в государственной закупке с дополнительными требованиями к участникам участники проходят предварительный квалификационный отбор.