В соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, создание эффективной конкурентной среды для отраслей экономики и поэтапное снижение монополии на рынках товаров и услуг остается приоритетным направлением реализации задачи по дальнейшему развитию и либерализации экономики.
В этих целях, в Республике Узбекистан последовательно реализуются меры, направленные на сокращение участия государства в экономике страны, осуществляется переход к рыночным механизмам и индикаторам государственного воздействия на экономику.
Отмечается последовательное развитие предпринимательского сектора. Только, за последние три года количество действующих предпринимательских структур увеличилось на 25%, валовая добавленная стоимость, создаваемая всеми отраслями экономики, составила 88,8 % от общего объема ВВП и выросла на 5,1 %.
Принимаемые меры обеспечили развитие конкуренции на многих рынках продовольственных (безалкогольные напитки, соки, хлеб, хлебобулочные, мясомолочные, кондитерские изделия и др.) и отдельных рынках непродовольственных товаров (мебель, ковры и ковровые изделия, текстильная продукция и др.), выпускаемых отечественными производителями. Ликвидирована монополия крупных предприятий на рынке строительных материалов, кабельно-проводниковой продукции, рынка услуг денежных переводов.
В результате проводимых преобразований за последние 5 лет количество предприятий-монополистов сократилось более чем в два раза.
Вместе с тем, не решены следующие системные проблемы, которые негативно воздействуют на конкурентную среду в экономике страны:
- чрезмерное участие государства в экономике;
- избыточное ценовое регулирование;
- неэффективная система льгот и преференций;
- высокая регуляторная нагрузка на субъекты бизнеса и незаинтересованность отраслевых регуляторов развивать конкуренцию;
- злоупотребление естественно монопольным положением;
- несовершенство правовых механизмов борьбы с антиконкурентными проявлениями.
Основные направления стратегического развития последующие 5 лет:
- Трансформация системы защиты и развития конкуренции;
- Создание эффективно функционирующих рынков, обеспечение прозрачности и равных условий для доступа к ним;
- Снижение административного бремени и издержек субъектов предпринимательства, степени государственного участия в экономике
и упорядочение представления государственной помощи; - Создание системы разумного государственного регулирования цен (тарифов) с внедрением высокоэффективных методов тарифообразования, создающих эффект конкурентной мотивации;
- Устранение барьеров для перехода сфер естественных монополий в состояние конкурентного рынка;
- Внедрение упреждающих инструментов защиты конкуренции;
- Усиление мер по пресечению «картельных» соглашений
и сговоров и стимулирование добросовестной конкуренции; - Внедрение эффективных инструментов антимонопольного регулирования цифровой экономики;
- Обеспечение открытости и эффективности деятельности антимонопольного органа и формирование в обществе культуры конкуренции и нетерпимости к любым проявлениям антиконкурентных действий;
- Системное повышение кадрового потенциала Антимонопольного комитета.
Ожидаемые целевые показатели эффективности развития конкуренции по стратегическим направлениям:
- Увеличение к 2024 году доли малого бизнеса в ВВП дополнительно на 5%;
- Увеличение чистого притока прямых иностранных инвестиций до 4% к ВВП;
- Показатель Узбекистана Индикатора свободы инвестиционной деятельности Индекса экономической свободы 70 из 100;
- Участие и последовательное улучшение показателей Республики Узбекистан в Индексе глобальной конкурентоспособности;
- Увеличение количества выявляемых нарушений законодательства о конкуренции к 2024 году не менее чем на 50%;
- Рост количества участников на товарных, финансовых и цифровых рынках не менее чем на 25 % до 2024 года;
- Снижение количества государственных унитарных предприятий на 60%;
- Увеличение к 2024 году количества участников государственных закупок на 30%;
- Увеличение количества выявляемых нарушений законодательства о конкуренции к 2024 году не менее чем на 50%;
- Сокращение количества предприятий-монополистов на 25% к 2024 году;
- Снижение доли участия государства в банковском секторе до 50%.