Проблемы с коммунальщиками потребители возводят в ранг особых первостепенных. Предприятия, чьи услуги касаются поставки электроэнергии, природного газа, тепла и воды ввели в обиход будней гражданина Узбекистана не очень приятный термин – «необоснованный долг». С этим сталкиваются многие, но вот куда обратиться за решением проблемы знают не все.
Хорезмская область, город Ургенч, улица имени Ойбека. Здесь в одном из многоэтажных домов проживает Шоира Сапаева. Женщина в преклонном возрасте на протяжении четырех лет обивала пороги водоканала, чтобы списали приписанный ей долг.
ШОИРА САПАЕВА – потребитель
— В 2010 году, по ряду причин наш дом отрезали от света, газа и воды. Несколько лет спустя нам приписали долг за период, когда у нас ничего не было. Проблемы с необоснованными долгами по свету и газу, сотрудники Бюро принудительного исполнения на тот момент решили. Но вот долг по холодной воде, никто отменять и не собирался. Неоднократные мои обращения в водоканал не дали никаких результатов. Мне сказали, что я буду платить 1 млн. 800 тыс. сумов за воду, которой у меня дома нет.
Да, да. Бывает и такое. Подачу воды в доме отрезали в 2010, а долг насчитали спустя пару лет. Можно задать не один риторический вопрос: что это? халатность? беспечность? равнодушие? или всё же привычка отдельных коммунальщиков создавать проблемы там, где их нет, объявляя долг тем, кто ничего не должен.
АЗАМАТ СОБИРОВ – начальник отдела Хорезмского управления АМК
— К нам обратилась жительница города Ургенча Шоира Сапаева с проблемой необоснованного долга по холодной воде. При изучении дела, было установлено, что воды в доме заявительницы нет с 2010 года, трубы обрезаны и подача воды отсутствует. Мы официально вышли на водоканал, в результате чего необоснованный долг был списан с потребителя.
Это не единственный такой случай, рассмотренный в Хорезмском региональном управлении Комитета. По линии Агентства защиты прав потребителей заявлений на необоснованный долг только в прошлом году поступило от 632 потребителей. Общая сумма пересчитанных в пользу заявителей средств составила 40 млн 193 тысячи сумов.
Траектория непростых отношений в коммунальном хозяйстве направила нас в Каракалпакстан. Еще более абсурдную историю, произошедшую с ней, нам поведала жительница Нукуса Базар Елемисова.
В один из летних дней прошлого года, в разгар пандемии, сидя дома женщина решила навести порядок. Постирать белье, ковры. Надо заметить, счетчик на воду, прошедший поверку в доме установлен. В тот самый момент, когда хозяюшка намыливала ковер, подошли представители ООО «Коракалпок сув таминот» и пояснили Базар Жумахановне, что ее действия противоречат действующим правилам и выписали штраф в размере 1 млн 115 тысячи сумов. Составили акт, в котором ссылались на статью 96 ПКМ №194 «Об утверждении правил оказания коммунальных услуг». Но не учли одного, что в данной статье нет ни слова о запрете на стирку грязных вещей дома, при учете работающего счетчика воды. Вообщем, диалог с поставщиками воды ничего не дал и потребитель обратился в Антимонопольный комитет Республики Каракалпакстан.
АЗИЗ АЙБЕРГЕНОВ – глав.специалист отдела Антимонопольного комитета Республики Каракалпакстан
— Было установлено, что сам акт был составлен с нарушениями и в отсутствии потребителя. По необоснованному штрафу мы дали разъяснения предприятию – поставщику воды. О том, что счетчик исправен, имеет сертификат гос.поверки и оплата должна производиться строго по показаниям прибора учета. Поставщик свою ошибку признал и на сегодняшний день долг пересчитан в пользу потребителя.
Каждое обращение – отдельная история интересных взаимоотношений поставщиков услуг и товаров с клиентами. Если вы попали в подобную ситуацию и вы хоз.субъект – обращайтесь в Антимонопольный комитет. Ну а обращения физических лиц рассматривают в Агентстве по защите прав потребителей.
Пресс-служба Антимонопольного комитета