Специальный репортаж о деятельности управления Антимонопольного комитета по пресечению недобросовестной конкуренции
Что делает хозяин бизнеса, когда желает продвинуть свой товар на рынке, сделать его узнаваемым, нарастить собственную базу клиентов? Да верно, он вкладывает интеллектуальные и материальные ресурсы в проекты брендинга. Зачастую, чтобы завоевать доверие потенциальных потребителей уходят годы. На том создается честное «имя» компании, торговой марки, да и самого владельца предприятия. В соответствующих кругах, именно о таких людях говорят: «уважающий себя человек». Но есть категория весьма предприимчивых людей, которые поступаются понятием «уважение» в угоду быстрым деньгам.
Заявления на вторую категорию предпринимателей в управление недобросовестной конкуренции Антимонопольного комитета поступают так часто, как часто воруются объекты интеллектуальной собственности в торговле. И кстати, каждый из нас, практически ежедневно сталкивается с предметами подобных разбирательств на прилавках магазинов или рынках.
Дислоцирующееся в Ханкинском районе Хорезмской области Узбекско – Турецкое совместное предприятие «XONQA BILLUR SALT» более 20 лет на рынке представляет пищевую йодированную соль. Участившиеся случаи плагиата их торгового знака другими недобросовестными производителями, в прямом смысле, подрывают авторитет предприятия и его продукции.
ДИЛШОД ОТАЖОНОВ – руководитель СП «XONQA BILLUR SALT»
— Мы запустились 23 года назад и кроме насыщения внутреннего рынка, выходим на экспорт. Сегодня это Казахстан, Киргизстан и Афганистан. Наша пищевая соль известна потребителям под названием «Саодат». Данный бренд, как и сама упаковка продукции запатентованы в Агентстве интеллектуальной собственности. Но обидно, когда другие производители, причем кустарники, выпускают товар и внешне и по названию схожий с нашим. В результате потребители покупают товар, думая, что он нашего производства, а потом звонят нам с жалобами на испорченное качество соли. Именно таким образом, мы и определили несколько адресов в Хорезмской, Бухарской областях и в республике Каракалпакстан, где подделывают и продают наш бренд.
Производитель, авторитет которого изрядно пострадал говорит, что пытался сам неоднократно решить вопрос, взывая к совести таких вот недобросовестных конкурентов. Результат – полное безразличие к честно заработанной репутации официально работающего предприятия со стороны тех, кто эту самую репутацию солит.
ДИЛШОД ОТАЖОНОВ – руководитель СП «XONQA BILLUR SALT»
— Когда мы обращаемся напрямую к таким производителям, объясняем, что 20 с лишним лет работали над завоеванием доверия людей, вы тоже постарайтесь работать честно и разработайте свой бренд, нам отвечают хорошо мы это сделаем и всё равно делают по-своему. Честно говоря, не знали куда обратиться. В итоге написали заявление в Хорезмское территориальное управление Антимонопольного комитета. Где наше заявление рассмотрели.
Каждое подобное заявление хоз.субъектов рассматривает управление недобросовестной конкуренции Антимонопольного комитета. Солевое дело изучали в региональном Хорезмском управлении. И вот что выяснилось. Частное предприятие «SHOVAT WHITE SALT» производило пищевую соль под торговым названием «Sadaf», что схоже до степени смешения с брендом заявителя. Самое важное, что люди, покупая плагиат, были недовольны качеством продукции и все жалобы направляли в сторону производителя соли «Saodat», то есть обладателю бренда. На запрос об экспертной оценке поступивших экземпляров соли Агентство по интеллектуальной собственности дало заключение. В соответствии с которым продукт под названием «Sadaf» от частного производителя «SHOVAT WHITE SALT» признан схожим до степени смешения с брендом «Saodat» от СП «XONQA BILLUR SALT».
ПИРНАЗАР НУРУЛЛАЕВ – начальник отдела Хорезмского территориального управления АМК
— В соответствии с частью 3-ей статьи 26й Закона Республики Узбекистан “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” нарушение за ответчиком было признано по предмету введения в гражданский оборот товарного знака, имитирующего другой зарегистрированный бренд и тем самым, вводящим в заблуждение потребителей. Согласно статье 13 Закона “О конкуренции”, в соответствии с требованиями Положения, утвержденного Кабинетом Министров Республики Узбекистан от 12 октября 2005 года № 225, Хорезмское территориальное управление Комитета возбудило дело в отношении «SHOVAT WHITE SALT». По итогам Специальная комиссия выдала предписание ответчику устранить нарушения в отношении торгового бренда СП «XONQA BILLUR SALT».
В прошлом году в управление недобросовестной конкуренции Антимонопольного комитета поступило 242 заявления от хоз.субъектов в отношении юр.лиц, нарушивших статью 13 Закона Республики Узбекистан «О конкуренции». И несмотря на усиленный режим карантина число обращений, по сравнению с 2019м выросло более чем на 24 процента. Общее количество возбужденных дел в 2020 составило 78, из них 48 признаны нарушителями. По 18 заявлениям в возбуждении дел отказано, по 109 даны разъяснения.
ЗУМРАД РАЗИКБАЕВ – главный специалист АМК
— Может возникнуть вопрос: почему количество поступивших обращений большое, а признание в три раза меньше? Не во всех случаях заявители доказывают признаки нарушения. Приходится запросы писать. Некоторые отвечают, некоторые больше не обращаются. Или в ходе рассмотрения предварительного изучения данные признаки не подтверждаются фактами, в связи с чем мы отказываем в возбуждении дела. По установленным фактам нарушения в Комитете Специальная комиссия есть. Она рассматривает и принимает решения, соответствующее предписание, которое исполняется. А кто не исполняет. Им принимаются административные меры. То есть протокол принимается и передается в соответствующий суд.
Если разделить все обращения на сферы деятельности, то первым в списке значатся производители кондитерских изделий. Их бренды и торговые названия подделывают чаще всего. Потребителям просто необходимо быть бдительним при покупке в магазинах, на рынках и крупных базарах, так как нечестные конкуренты наловчились имитировать мировые бренды шоколадной продукции. Вторыми в списке идут фарм производители. Торговых названий самых востребованных препаратов симитировано столько, что владельцы интеллектуальной собственности не успевают уследить за очередным плагиатом в отрасли.
ЗУМРАД РАЗИКБАЕВ – главный специалист АМК
— У нас имеются злостные нарушители, которые постоянно повторяют мировые бренды компании Sanofi – французская компания или украинской «Юрия фарм». Допустим у нас есть предприятие в Намангане «Меримед», у которого все названия иностранные, товарные знаки, они или спереди или сзади ставят буквы MR и таким образом выпускают свою продукцию.
Больше всего на плагитате чужого товарного знака страдают пожилые и дети. Хотя, люди в возрасте от 25 до 40 лет более тщательно анализируют товар, всё же случаи ошибочной покупки и здесь не единичны.
НИЛУФАР РАСУЛОВА — потрибитель
Основной документ, на который опираются в рассмотрении дел по плагиату интеллектуальной собственности, повторимся, Закон Республики Узбекистан «О конкуренции», в частности его 13я статья. В соответствии с ней под запрет попадает деятельность, вводящая потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места производства потребительских свойств товара, цены, качества, гарантийных обязательств производителя, имитация товара, вводимого в гражданский оборот хоз.субъектом, путем воспроизводства внешнего оформления товара и его формы, наименования, маркировки, этикетки, упаковки, цветовой гаммы или иных элементов, индивидуализирующих товар хозяйствующего субъекта.
И в этом плане одна очень важная информация. Чтобы Антимонопольный комитет рассмотрел обращение по признакам недобросовестной конкуренции, участники дела должны представлять один товарный рынок. Если товарные рынки разные, то заявления рассматриваются напрямую в суде.
ЗУМРАД РАЗИКБАЕВ – главный специалист АМК
— Вот например, у нас рассматривался вопрос, когда она сторона выпускала мясо птицы, а другая сторона выпускает сыр плавленный. У них товарный знак у одного «Al Safi» у другого «Safi». Да, здесь слова «Safi» тождественны, но поскольку продукция разного рынка – это не наш вопрос. Когда мы отказали заявителю, они обратились в суд. Пришлось проигрывать две инстанции – районную и городскую, поскольку судьям не смогли объяснить. Но в конце концов, в Верховном суде, когда рассматривался процесс мы выиграли. То есть первой и второй инстанции решение отменили и решение Антимонопольного органа оставили в силе.
Узбекская народная мудрость гласит: тот хлеб вкуснее, что куплен на честно заработанные деньги. В погоне за быстрой наживой, как часто производитель или торговец вспоминает об этом? Вопрос риторический, потому как большинство с первого раза и не признают, что незаконно использовали чужую интеллектуальную собственность. Прагматичный и честный бизнесмен сделает ставку на создание собственного бренда, который при инвестициях в качество прокормит не год или два, а станет постоянной константой делового успеха.
Уважаемые предприниматели! Если продукт вашей интеллектуальной собственности незаконно используется недобросовестными конкурентами, обращайтесь в Антимонопольный комитет по представленным реквизитам.
Пресс-служба Антимонопольного комитета