Антимонопольным комитетом на общественное обсуждение выставлен проект об отмене эксклюзивных прав, индивидуальных налоговых и таможенных льгот, преференций, которые предоставлены отдельным предприятиям и негативно влияют на конкурентную среду.
Проект вызвал бурные обсуждения, особенно в части отмены эксклюзивного права АО «Узметкомбинат» по заготовке (закупке) лома и отхода черных металлов. Давайте, разберёмся что к чему.
Единственной уполномоченной организацией по заготовке (закупке) лома и отходов черных металлов является АО «Узметкомбинат», которое через свое структурное подразделение «Иккиламчикораметаллар» осуществляет прием металлолома от юридических и физических лиц.
Из-за низких закупочных цен на лом и отходы черных металлов предприниматели и население не заинтересованы в сдаче лома по предлагаемым ценам АО «Узметкомбинат». В результате образуются теневой рынок лома — неорганизованные рынки и предприниматели, скупающие лом у населения по «реальным» ценам, превышающим предложение
АО «Узметкомбинат».
Справочно: При закупочной цене АО «Узметкомбинат» 1 млн сум средняя стоимость импортируемого лома и отходов из черных металлов составила 2,8 млн сум за 1 тн (в 2019 г. – 2,2 млн сум), в России в эквиваленте составляет 2,1 млн сум, в Казахстане 2,4 млн сум, в странах ЕС в среднем 1,75 млн сум, в Индии 2,4 млн сум, в США закупочная цена в среднем 1,5 млн сум.
Из-за неэффективного и непрозрачного закупочного механизма и заготовки лома, объемы ломозаготовки в республике обеспечивают потребности АО «Узметкомбинат» только на 60-65%, т.е. остальные 40-35% АО «Узметкомбинат» покрывает за счет импорта. И при том,
что АО «Узметкомбинат» — монополист на рынке лома и гарантировано импортирует необходимое сырье, это создает предпосылки для повышения цен поставщиков лома и заготовок (Казахстан, Киргизия, Таджикистан).
К примеру за 1 полугодие т.г. средняя цена лома, импортируемого
АО «Узметкомбинат» в 1,3 раза выше цены лома, завозимого по тому же коду ТН ВЭД прочими производителями металлопродукции.
Ежегодно составляемый график ресурсной базы (материальный баланс) производства и реализации металлопроката не учитывает потребности прочих организаций с литейным производством, которые импортируют лом и отходы из черных металлов в основном из Республики Кыргызстан и Республики Казахстан, а таких в республике свыше 1 тыс. Только за 2019 год предприятиями, занимающимися производством продукции из черных металлов, завезено свыше 1,5 млн тонн сырья в виде лома и полуфабрикатов и заготовок.
При этом, несмотря на то, что республика не владеет собственными сырьевыми ресурсами для производства металлопроката и основная продукция импортируется из соседних стран, объем выставляемой АО «Узметкомбинат» на биржевые торги продукции из черного металла не реализуется в полном объеме. К примеру, за 2018-2019 гг. на биржевых торгах реализовано только 55,6% от общего выставленного объема, что косвенно свидетельствует о неконкурентоспособности продукции, низком спросе на производимую предприятием продукцию и залеживание продукции на складах предприятия.
Относительно большая часть объема производства, реализуется предприятием по прямым договорам, финансируемым за счет централизованных источников.
АО «Узметкомбинат», являясь на протяжении многих лет государственной монополией, получал не мало различных льгот и преференций, объем которых в разы превышает отчисления в бюджет.
За последние годы в республику привлечены инвесторы, которыми реализуется множество инвестиционных проектов по производству металлопродукции, мощности которых уже в совокупности не уступают производственным мощностям АО Узметкомбинат». И можно привести немало примеров успешной реализации проектов по производству металлопродукции в республике, без предоставления каких-либо льгот и преференций на обеспечение металлургическим сырьем.
И создавать «парниковые» условия только для единственного металлургического предприятия только за то, что он является крупным производителем и имеет годами сложившуюся систему и инфраструктуру заготовки лома, неоправданное решение, которое тормозит развитие рынка и не позволяет использовать весь имеющийся потенциал.
Инициируемые АО «Узметкомбинат» проекты по строительству нового литейно-прокатного комплекса безусловно важны для республики, так как позволят увеличить производство импортозамещаемой продукции.
В результате запуска данного проекта при грубом подсчете потребность в сырье у АО «Узметкомбинат» возрастет до более 2 млн.тонн. При текущем объеме ломозаготовки (600-700 тыс. тонн) это никак не может покрыть потребность предприятия в необходимом сырье и импорт сырья возрастет более чем в 2 раза. Таким образом реализация данного проекта была изначально ориентирована на импортное сырье и говорить, что проект был реализован «опираясь на поддержку государства в виде предоставления монопольного права на заготовку лома черных металлов» не совсем верно.
Что касается пессимистичных прогнозов относительно перенаправления объемов лома в теневой рынок, то эти выводы весьма поспешны.
Во-первых, любые предприятия, в том числе и государственные, заинтересованы в наращивании прибыли и даже с учетом увеличения объемов переработки лома для собственных нужд, не востребованный объем предприятия будут реализовывать, обеспечивая себе дополнительную прибыль. Отдавая лом единственному заготовщику, при этом не учитывая собственные потребности, а лишь ориентируясь на нормы заготовки
для АО «Узеткомбинат», предприятия теряют часть своей прибыли. И почему АО «Узметкомбинат» должно выживать за счет упущенной прибыли других предприятий?
Во-вторых, «теневой оборот» лома вполне возможно существует из-за созданных ограничений в его обороте. Отпустить барьеры и легализовать его заготовку частными предпринимателями — это единственно правильный путь наладить легитимный рынок лома и увеличить его заготовку.
В-третьих, запрет на использование индукционных печей в производстве строительного металлопроката вытеснил рынка свыше 40 субъектов.
Комитетом опрошено свыше 70 хозсубъектов, использующих индукционные печи в производстве, и у более половины из них деятельность остановлена, так как необходимы дополнительные инвестиции для диверсификации производства В результате, ликвидации подлежат свыше 2 тыс рабочих мест, производство металлопроката будет сокращено на 596 тыс тн, упущенная выгода в виде недопоступления в бюджет порядка 100 млрд.сум.
За качество в данном случае отвечает правильность технологического процесса и качество используемого сырья (подтверждающие экспертные заключения уже имеются у Комитета). Внедрение стандартов единого контроля за металлопродукцией по республике, регламентирующих качество поставляемой стали на рынок, проведение соответствующих анализов, статических и динамических испытаний достаточно для решения данной проблемы, а создание таких лабораторий и проведение соответствующих испытаний – ключевая задача, которую должно решить уполномоченный орган в сфере сертификации продукции.
Таким образом, предлагаемый Антимонопольным комитетом проект по отмене эксклюзивных прав АО «Узметкомбинат» ни к коей мере не ставит своей целью обанкротить предприятие и лишить его необходимого сырья. Его ключевая цель — создать равные конкурентные условия для всех участников рынка, снять «искусственные барьеры» на рынке, наладить эффективную заготовку лома и отходов черных металлов и «детенезировать» рынок заготовки лома и отхода черных металлов, тем самым внедрить прозрачное обеспечение предприятий производителей металлопродукции необходимым сырьем и заставить рынок металлопродукции работать по законам рыночной экономики.
Пресс-служба Антимонопольного комитета