Согласно данным, Ташкентский аэропорт обслуживает в среднем 65 рейсов в день, региональные аэропорты — в среднем 2-2,5 рейса в день.
Недостаточное оснащение аэропортов современным специализированным оборудованием и низкий уровень технического обслуживания приводят к уменьшению количества рейсов, что, в свою очередь, приводит к повышению тарифов в аэропортах с меньшим количеством рейсов.
Еще один факт – это то, что отечественные аэропорты основной доход получают от деятельности авиакомпаний.
Что говорит опыт зарубежных стран? Аэропорты получают основной доход от услуг, которые предоставляются авиапассажирам: магазины Duty Free, кафе, бары, рестораны, банки, аптеки, реклама, платный Wi-Fi, подключение к мобильным сервисам, аренда автомобилей, игровые автоматы.
По деятельности АО «Uzbekistan Airports» можно также сказать о случаях искусственного ограничения конкурентной среды.
Например, в сентябре этого года ООО «Qanot Sharq» обратилось в Комитет с жалобой на то, что узбекские аэропорты затягивают подписание контракта с компанией на обслуживание.
В ходе изучения представители АО «Uzbekistan Airports» объяснили эту ситуацию тем, что тарифы для авиакомпаний-резидентов сегодня не утверждены.
Однако тарифы были утверждены Министерством финансов в 2012 году, а для авиакомпании-резидента «Узбекистон хаво йуллари» в 2015 году. Комитет предупредил компанию, что незаключение договора, а также применение различных ставок тарифов нарушают требования Закона «О естественных монополиях» и Закона «О конкуренции». Представитель АО «Uzbekistan Airports» сегодня заверил, что данный вопрос будет рассмотрен в ближайшие дни и итоги будут предоставлены в Антимонопольный комитет.
Рассматривалась также деятельность по развитию конкуренции министерства транспорта. И по мнению представителей Сената и Антимонопольного комитета в работе компании также присутствуют случаи, ограничивающие конкуренцию.
В соответствии с госпрограммой «О реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы», утвержденной Указом Президента №5953 от 2 марта 2020г. в год науки, просвещения и цифровой экономики, должно быть создано не менее 5 единиц гражданской авиации.
Однако на сегодняшний день, согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан №35 от 20 января 2020г., для выполнения внутренних рейсов создано только ООО «Хумо Эйр». При этом и ее деятельность не поставлена полностью, а также она не является конкурентом для АО «Uzbekistan Airways»
Другой случай. В Комитет обратился представитель российской авиакомпании в Узбекистане «ИрАэро», выполняющей рейс по маршруту Ташкент-Красноярск-Ташкент с вопросом о выделении авиакомпаниям слотов на зимний сезон. Вопрос решен положительно.
Аналогичным образом, Комитет рассмотрел разногласия между турецкой компанией «Atlas Global Airlines» по маршруту Ташкент-Анталия-Ташкент и египетской компанией «Nile Air» по маршруту Ташкент-Египет-Ташкент. И как итог, чартерный рейс между двумя странами открыт.
Кроме того, ООО «Авиакомпания и Трэвел Менеджмент» (представительство FlyDubai в Узбекистане) и авиакомпания-резидент SILKJET изучили существующие проблемы и предложения в данной сфере и внесли предложения в Министерство транспорта Республики Узбекистан.
Говоря о проблемах в отрасли, а именно в отношениях с потребителями АО «Uzbekistan Airways» подчеркнули случаи игнорирования проблем людей. С начала года в Агентство по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете поступило более 100 обращений, касающихся невозврата денег за отмененные рейсы. Более 20 из них, сегодня удалось решить положительно.
С учетом всего вышеизложенного акционерным обществам были даны рекомендации по устранению имеющихся недостатков в работе, ограничивающих конкуренцию и права потребителей.
Пресс- служба Антимонопольного комитета