В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан № УП-6019 от 6 июля 2020 года, а также Постановлением Кабинета Министров № 114 от 2 марта 2021 года определено поэтапное внедрение системы антимонопольного комплаенса в деятельность органов государственного управления, местных исполнительных органов, предприятий-монополистов и корпоративных заказчиков. На сегодняшний день в общей сложности 102 субъекта, из них — 14 естественных монополий, 25 предприятий с доминирующим положением на товарном или финансовом рынках, 37 местных исполнительных органов, 22 органа государственного управления и 4 корпоративных заказчика полностью внедрили систему антимонопольного комплаенса.
В ходе реализации система начала давать первые положительные результаты. В частности, уполномоченными лицами, ответственными за соблюдение антимонопольного законодательства в АО «Узтрансгаз», АО «Навоийский горно-металлургический комбинат», АО «Максам-Чирчик» и АО «Асакабанк», рассмотрено более 100 тендерных документов. При изучении состояния обеспечения конкуренции на конкурсах (тендерах) установлено, что действия, согласованные между участниками, имели место в 38 случаях. Нарушения законодательства были предотвращены в результате внесения соответствующих предложений об отмене и реорганизации данных торгов.
Кроме того, в 2022 году в процессе государственных закупок, проводимых уполномоченным лицом АО «Узметкомбинат», было выявлено 10 случаев аффилированности участников и устранены случаи вертикального согласования.
Признавая прогресс, достигнутый в этой области, все еще остается много задач, которые необходимо выполнить. На данный момент, антимонопольным органом, были изучены и оценены отчеты государственных органов и субъектов хозяйствования о соблюдении антимонопольного законодательства на конец 2022 года.
Тот факт, что по результатам исследований эффективность системы антимонопольного комплаенса большинства хозяйствующих субъектов признана «неудовлетворительной», свидетельствует о том, что работники, ответственные за систему антимонопольного комплаенса на предприятиях, не обладают достаточными знаниями и навыками в части требования закона о конкуренции.
Это, в свою очередь, негативно сказывается на эффективной организации деятельности, направленной на обеспечение соблюдения законодательства о конкуренции и предупреждение нарушений.
На основании этого было принято решение регулярно организовывать краткосрочные обучающие семинары по разъяснению требований законодательных документов о конкуренции в органах государственного управления и местной исполнительной власти, а также для уполномоченных лиц в хозяйствующих субъектах, где внедрена система антимонопольного комплаенса.
С этой целью 8 июня текущего года Комитетом по развитию конкуренции и защите прав потребителей был организован семинар-тренниг на тему «Эффективное внедрение системы антимонопольного комплаенса – гарантия соблюдения законодательства о конкуренции» для работников хозяйствующих субъектов, ответственных за функционирование системы антимонопольного комплаенса, с разъяснением содержания и сути требований законодательных документов о конкуренции.
Основное внимание на семинаре было уделено важности внедрения системы антимонопольного комплаенса в хозяйствующих субъектах, реализации контроля за соблюдением законодательства о конкуренции при проведении государственных закупок, а также проводимым реформам по совершенствованию системы регулирования биржевой торговли.
МЕРОПРИЯТИЯ С УЧАСТИЕМ ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА