О внедрении системы антимонопольного комплаенса в течение 2023 года
В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан №ПФ-6019 от 6 июля 2020 года и Кабинета Министров №114 от 2 марта 2021 года установлено внедрение системы антимонопольного комплаенса в сфере деятельности органов государственного управления, местных исполнительных органов, предприятий-монополистов и корпоративных заказчиков.
I. Проделанная работа.
На сегодняшний день всего 196 (в течении 2023 года – 100 ), в том числе 68 субъектов естественных монополий, 59 хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке, 35 органов местной исполнительной власти, 15 органов государственного управления, 19 предприятий с участием государства полностью внедрили систему антимонопольного комплаенса в свою деятельность.
За отчетный период проведено 7 учебно-практических занятий по теме «Эффективное внедрение системы антимонопольного комплаенса – гарантия соблюдения конкурентного законодательства» с целью разъяснения содержания и сущности требований законодательства о конкуренции для сотрудников организаций, ответственных за функционирование системы антимонопольного комплаенса и повышения их знаний в данной области. В проведенных семинарах приняли участие более 300 уполномоченных лиц и работников предприятий, ответственных за деятельность системы антимонопольного комплаенса.
Также в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 6 июля 2023 года №УП-108 “О мерах по эффективной организации государственного управления в сфере развития конкуренции и защиты прав потребителей в рамках административных реформ” в целях разъяснения содержания и значения новой редакции Закона «О конкуренции» и других законодательных документов Комитетом по конкуренции и его территориальными управлениями во всех регионах республики были проведены обучающие семинары на тему «Новое конкурентное законодательство – современные правовые основы защиты конкуренции».
В среднем в каждом проводимом мероприятии принимало участие 50-60 участников, а всего по республике этот показатель составил более 800 человек.
Кроме того, в соответствии с данным Указом приказом Комитета от 8 августа 2023 года № 111-ИЧ в рамках проекта «Мы вас слушаем!» утвержден график встреч на 2023-2024 годы с предпринимателями и иностранными инвесторами, работающими в различных отраслях экономики.
В целях информирования субъектов предпринимательства о предстоящих заседаниях, а также для создания возможности направления электронной заявки на участие на официальном сайте Комитета создана страница «Мы вас слушаем!» c графиком встреч, проводимых в 2023-2024 годах.
Согласно графику, в течение августа-октября 2023 года были организованы открытые встречи с около 300 предпринимателями и иностранными инвесторами, работающими по четырем направлениям, в частности, платформенные услуги цифровых и финансовых технологий (финтех), производство строительных материалов, рекламной и фармацевтической промышленности, их проблемы изучались и предложения выслушивались.
На основании доложенных проблем, предложений и инициатив был определен план мероприятий по разработке предложений и их реализации в целях устранения факторов, сдерживающих деятельность предпринимателей.
Обеспечено широкое освещение проведенных встреч в средствах массовой информации и социальных сетях.
II. Достигнутые результаты.
После внедрения системы антимонопольного комплаенса в деятельность предприятий, организованная на основе рекомендаций Комитета, дает положительные результаты. Например,
- Более 100 тендерных документов рассмотрены уполномоченными лицами, ответственными за антимонопольную деятельность в АО «Узтрансгаз», АО «Навоийский горно-металлургический комбинат», АО «Максам-Чичик» и АО «Асакабанк». При изучении состояния обеспечения конкуренции на тендерных торгах установлено, что в 38 случаях имели место действия, согласованные между участниками. Нарушения законодательства были предотвращены благодаря внесению соответствующих предложений об отмене и реорганизации данных продаж.
- В течение 2022 года в процессе государственных закупок, осуществляемых уполномоченным лицом АО «Узметкомбинат», всего выявлено 10 случаев взаимной аффилированности участников и исключены случаи вертикального соглашения.
- Процесс действий, связанных с организацией хозяйствующих субъектов с государственным участием АО «Узметкомбинат», ООО «Coscom» и инспекций по контролю качества дорожного строительства, необходимо осуществлять в соответствии с законодательством о конкуренции после предварительного получения одобрения антимонопольного органа. Данные дела были рассмотрены антимонопольным органом, 2 сделки одобрены, а 1 отклонена в связи с достаточно развитой конкуренцией на соответствующем рынке.
- В течение 2022 года Службой комплаенс АО «Навоийский горно-металлургический комбинат» с целью выявления норм, ограничивающих конкуренцию и устранения недостатков, а также внесения изменений в нормативные и внутриведомственные документов разработано 27 предложений и 9 из них были реализованы.
- На официальных сайтах АО «Максам-Чирчик», АО «Узтрансгаз», АО «Узметкомбинат», АО «Бектемир-спирт экспериментал заводи» создана страница «Сообщить об ограничении конкуренции и картельных соглашениях».
III. Выявленные нарушения закона.
Несмотря на введение системы антимонопольного комплаенса, в течение 2022 года был нарушен ряд статей Законов Республики Узбекистан «О конкуренции» и «О естественных монополиях», а также были нарушены требования Указ Президента Республики Узбекистан УП-6019 от 6 июля 2020 года и Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №238 от 28 октября 2010 года следующими государственными органами и субъектами хозяйствования:
— Минстроем, ДМ «Ўқув таълим таъминот» Министерства народного образования , АО «Узбекнефтегаз» и ДК Национального метрологического института Узбекистана были допущены нарушения – статьи 7 (монопольно завышенная цена товара), статьи 10 (злоупотребление доминирующим положением) Закона «О конкуренции»), требования статьи 12 (Запрет документов и действий органов государственного управления, органов местного самоуправления и объединений юридических лиц, ограничивающих конкуренцию), статьи 14 (Антимонопольные требования в отношении конкурсов);
— АО «Uzbekistan Airports» — требования статьи 11 Закона «О конкуренции» (Запрет согласованных действий и соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию) и статьи 16 Закона «О естественных монополиях» (Ограничение деятельности субъектов естественных монополий);
— Хокимияты Андижанской и Кашкадарьинской областей — требования статьи 12 Закона «О конкуренции» (запрет на ограничивающих конкуренцию документы и действия органов государственного управления, местных органов государственной власти и объединений юридических лиц);
— АО «NAVOIYAZOT» и АО «Uzbekistan Airports» — подпункт «г» пункта 2 Указа Президента Республики Узбекистан от 6 июля 2020 года № УП-6019;
— АО «Худудгазтаминот» и АО «Ўзбекистон миллий электр тармоқлари» — требования статьи 15 (Обязанности естественных монополий) и статьи 16 (Ограничение деятельности естественных монополий) Закона «О естественных монополиях»;
— АО «Ўзбекистон миллий электр тармоқлари» и ДМ «Ўқув таълим таъминот» Министерства народного образования — пункт 36 абзац пятый Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан №238 от 28 октября 2010 года
Антимонопольным органом возбуждены дела по данным нарушениям.