Зарубежный опыт в области защиты прав потребителей: отзыв продукции с рынка
Во Всемирный день качества полезно вспомнить о правах потребителя, ведь одним из основных прав является право на приобретение качественной продукции или услуги.
В современных условиях и производителям, и потребителям просто необходимо бороться за качество. Однако, если товар, продаваемый на рынке, не соответствует требованиям качества, производитель (продавец) должен предложить замену или возмещение, и, возможно, ему придется выплатить компенсацию или даже отозвать продукт с рынка.
Для потребителей отзыв некачественной продукции очень важен, поскольку с рынка изымается потенциально опасная продукция. Благодаря данному процессу производители и регулирующие органы не только снижают риск, связанный с дефектным продуктом, но и пытаются устранить ущерб, который он может нанести бизнесу.
Каждый субъект в цепи поставок несет ответственность за оценку и устранение потенциальных угроз безопасности, связанных с продукцией, которую он поставляет.
Неспособность производителя добровольно отозвать небезопасный продукт или сообщить потребителям о потенциальной опасности может привести к дальнейшим действиям со стороны надзорного органа по защите прав потребителей или другого соответствующего ведомства. В некоторых случаях соответствующее ведомство может инициировать принудительный отзыв, чтобы защитить общественность от небезопасного продукта.
Ниже рассмотрим международный опыт органов по защите прав потребителей в сфере отзыва продукции.
РОССИЯ. РОСПОТРЕБНАДЗОР
Роспотребнадзор обладает широкими полномочиями, включая обеспечение соблюдения производителями требований безопасности, соответствие продукции требованиям безопасности и законодательства о защите прав потребителей, а также разработку собственных правил в области защиты прав потребителей и безопасности продукции.
В соответствии с Законом о защите прав потребителей производитель или продавец должен, как только ему станет известно о каких-либо рисках, связанных с его продукцией для жизни, здоровья или имущества потребителя, или окружающей среды, приостановить производство или продажу любой такой продукции на рынке до тех пор, пока риск не будет устранен. При необходимости производитель (продавец) обязан отозвать товар с рынка и у потребителей.
В случае несоблюдения требований Роспотребнадзор может обеспечить их принудительное соблюдение и применить санкции (гражданские, административные и даже уголовные) к производителю и/или продавцу и его ответственным должностным лицам.
АВСТРАЛИЯ. АВСТРАЛИЙСКАЯ КОМИССИЯ ПО КОНКУРЕНЦИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (ACCC)
Регулирование безопасности продукции в Австралии является общей обязанностью Австралийской комиссии по конкуренции и защите прав потребителей, а также штатов и территорий.
ACCC склонен ориентироваться на крупные корпорации. Несоблюдение требований законодательства может рассматриваться как правонарушение и/или повлечь за собой гражданско-правовую ответственность, применяемая комиссией.
Поставщики должны соблюдать не только законодательные обязательства, но и неофициальные требования ACCC при проведении отзыва. К ним относятся сотрудничество с ACCC по разработке стратегии отзыва и предоставление регулярных отчетов о ходе работы.
В соответствии с Законом Австралии о ЗПП (ACL) поставщики обязаны уведомлять ответственного министра по делам Содружества о начале отзыва продукции. ACCC получает уведомление от имени министра и контролирует отзыв.
ЮЖНАЯ АФРИКА. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОМИССИЯ
В соответствии с Законом о защите прав потребителей поставщики обязаны уведомлять Комиссию о проведении отзыва. Основная цель Комиссии в отношении отзыва продукции состоит в том, чтобы обеспечить эффективное изъятие любого небезопасного продукта с рынка и из рук потребителей.
Также, добровольный отзыв продукции может быть инициирован поставщиками. Комиссия или другие регулирующие органы могут также согласовывать отзыв продукции с поставщиками. В крайнем случае Комиссия может распорядиться об обязательном отзыве для защиты населения от некачественных товаров в соответствии с Законом о защите прав потребителей.
ЯПОНИЯ. АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В соответствии с Законом о защите прав потребителей Агентство по делам потребителей получает отчеты о несчастных случаях с потребителями от государственных органов и других заинтересованных организаций, обобщает информацию о несчастных случаях и регулярно публикует ее.
Агентство по делам потребителей управляет «Информационным сайтом об отзыве продукции» основанный на информации об отозванных потребительских товарах для возврата, обмена, проверки, ремонта и других услуг. Охватываемые товары включают автомобили, оборудование для жилья и бытовую технику, оборудование для спорта и отдыха, игрушки, товары народного потребления, косметику и продукты питания. Такая информация собирается соответствующими министерствами, ведомствами и местными органами власти в соответствии с законами и правилами, а также путем прямого отчета ответственных субъектов хозяйствования перед Агентством.
Этот сайт также предлагает услугу рассылки по электронной почте информации о серьезных несчастных случаях, связанных с отозванной продукцией, а также о недавно зарегистрированной информации об отзыве. Эта услуга доступна для всех зарегистрированных подписчиков, которые также могут получать конкретную информацию, ориентированную на «пожилых потребителей» или «детей».