30 ноября 2022 года в Агентстве информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан Антимонопольный Комитет Республики Узбекистан провел пресс-конференцию по теме «Ожидаемые изменения и новшества в законе «О конкуренции»».
Антимонопольный комитет был реорганизован Указом Президента Республики Узбекистан №УП-5630 “О мерах по коренному совершенствованию системы управления государственными активами, антимонопольного регулирования и рынка капитала” от 14 января 2019 года.
О результативности реформ и мер, реализуемых под руководством главы государства в целях создания здоровой конкурентной среды, путём сокращения монополий и участия государства в экономике за последние годы:
Для сокращения участия государства в экономике были введены следующие механизмы:
если на товарном рынке работают 5 или более субъектов частного сектора, введены ограничения на создание предприятий с государственным участием, в этих сферах;
государственным органам и монополиям наделенных полномочиями лицензирования, аккредитации и выдачи разрешений, введен запрет по созданию предприятий с их участием;
введен механизм оценки влияния на конкуренцию и процедура получения предварительного согласия Антимонопольного комитета при создании предприятий с государственным участием.
Напимер, только в течение 2021-2022 годов Комитетом было рассмотрено в общей сложности 45 обращений об организации предприятий с государственным участием, из которых в 33 процентах случаев была отклонена организация.
предприятиям с государственным участием введен запрет заниматься дополнительными видами деятельности, не характерными для их основной деятельности, и иметь долю в других предприятиях.
В результате за последние два года количество государственных предприятий сократилось с 3,0 тысяч до 2,1 тысяч, или на 30%.
В целях дальнейшего развития конкуренции на товарных и финансовых рынках, обеспечения свободного входа новых участников:
1) сокращены или упрощены 185 видов лицензий и разрешительных процедур для предпринимателей.
2) в результате реформ, за счет либерализации доступа предпринимателей на 31 рынок товаров и услуг, была сформирована достаточная конкуренция и устранена монополия, а общее количество предприятий-монополистов за последние 5 лет сократилось на 20% и сегодняшний день составляет 90.
Только в этом году было принято решение об отмене действующих эксклюзивных прав на 13 рынках товаров и услуг, и началось поэтапное формирование конкуренции.
Например, частному сектору была предоставлена возможность работать в таких областях, как сбор использованных технических масел, сличение измерительных приборов, сертификация и проектирование зерна и хлопка.
3) введена обязательная оценка влияния проектов нормативно-правовых документов на конкуренцию.
На сегодняшний день Комитет оценил влияние более 1,1 тысяч проектов нормативно-правовых актов на конкуренцию, в 65 процентах из них были обнаружены антиконкурентные нормы.
4) были устранены различные антиконкурентные действия монополий, в том числе более 6,7 тысяч естественных монополий, в результате чего защищены интересы 42 тысяч предпринимателей на сумму 554 млрд сумов;
5) были отменены антиконкурентные решения различных государственных органов, в том числе более 3,2 тысяч местных органов власти.
6) начался процесс трансформации в таких сферах естественных монополий, как железные дороги и услуги аэропорта, и одной из его основных целей является обеспечение свободного выхода на эти рынки новых участников.
7) в целях раннего выявления и предотвращения ограничений конкуренции в государственных органах и монополиях введена система антимонопольного комплаенса.
Для справки: внедрено в 100 организациях (10 предприятий с участием государства, 10 субъектов естественных монополий, 24 крупных монополии, 33 органа исполнительной власти на местах, 22 органа государственного управления и 1 корпоративный заказчик).
Azizaxon ACRU, [01.12.2022 14:42]
На сегодняшний день разработана новая редакция законопроекта «О конкуренции», которая объединяет Законы «О конкуренции» и «О естественных монополиях», а также разработаны совершенно новые критерии создания и поддержания конкурентной среды.
В проект закона «О конкуренции», включаются следующие основные новые механизмы:
Проект закона состоит из 9 глав и 52 статей.
1. В целях сокращения существующей административной нагрузки на малый бизнес, предприниматели с оборотом менее 3 млрд сумов, освобождаются от антимонопольного регулирования.
2. Объединены Законы о конкуренции и естественных монополиях, и переводятся на подход установления естественных монополий на основе конкретных критериев, отменен действующий принцип «определение перечня сфер естественных монополий».
Это помогает отличить рынки, на которых можно развивать конкуренцию, от сфер естественных монополий.
3. Пересматриваются критерии определения доминирующего (монопольного) положения на рынках товаров и услуг.
В целях снижения административной нагрузки отменяется условие об обязательном представлении различных отчетов и данных предприятиями доминирующего (монопольного) положения и субъектами естественной монополии, являющимися участниками рынка.
4. В целях снижения административной нагрузки на субъектов малого и среднего предпринимательства, стоимость сделок экономической концентрации (слияние предприятий, поглощение и приобретение акций и т.п.), для совершения которых требуется предварительное согласие увеличивается в 5 раз (с нынешних 30 млрд. сумов до 150 млрд. сумов), то есть определяется, что контроль будет применяться только к крупным предприятиям, которые могут оказать существенное влияние на конкуренцию.
5. Вводятся новые институты, такие как превосходная переговорная сила, антимонопольный комплаенс;
6. Устанавливаются антимонопольные требования в отношении цифровых платформ занимающих доминирующее (монопольное) положение;
7. “ С учетом тяжести потерь и последствий «картельных соглашений» для экономики и общества, вводится принцип применяемый в мировой практике «per se», согласно которому такие соглашения сами по себе недействительны.
8. Определяется порядок оценки влияния нормативно-правовых документов и их проектов на конкурентную среду;
9. Определяются формы государственной поддержки в виде льгот и преференций и антимонопольные требования по их предоставлению.
10. В целях сокращения доли государства в экономике, устанавливаются четкие критерии недопущения государства к ведению предпринимательской деятельности.
11. Закон о конкуренции включает меры по прекращению действий по ограничению конкуренции не только в отборе и торгах, но и на аукционах и других видах торговли.
12. Устанавливаются финансовые штрафы за нарушение антимонопольного законодательства и увеличиваются действующие размеры административной ответственности (фактически это 3-5-кратный размер БРВ, в проекте предлагается увеличить его до 10-20-кратного размера БРВ) и устанавливается ответственность за нарушение законодательства о конкуренции.
13. В целях повышения эффективности выявления картелей создается основа для облегчения ответственности за антиконкурентные соглашения и скоординированные действия.
Законопроект в первую очередь направлен на эффективное сдерживание рыночного доминирования крупных монополий, обеспечение свободного входа на рынки предпринимателей и новых участников, а также полной защиты конкуренции как дополнительный резерв экономического роста.
Обеспечение здоровой конкурентной среды является важной «точкой роста» экономики, и реформы в этом направлении будут последовательно продолжены.
Обеспечение здоровой конкурентной среды является важной «точкой роста» экономики, и реформы в этом направлении будут продолжены последовательно.