Сегодня, 26 апреля, принят Закон Республики Узбекистан «О защите прав потребителей» (26 апреля 1996 года), которому исполняется ровно 27 лет.
В связи с этим, на сегодняшнем брифинге представляю информацию об основной работе, проведенной Комитетом по развитию конкуренции и защите прав потребителей за 1 квартал текущего года в сфере защиты прав потребителей.
Как известно, в рамках проводимой административной реформы в нашей стране Антимонопольный комитет и Агентство по защите прав потребителей при Комитете реорганизованы в единый орган с особым статусом — Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей.
При этом одним из приоритетных направлений деятельности Комитета является защита прав и интересов потребителей, повышение правовой и потребительской культуры населения, недопущение реализации некачественных товаров на внутренних рынках.
Всего за первый квартал в комитет поступило 5277 обращений от потребителей.
36% обращений приходится на жилищно-коммунальные услуги и транспортные услуги, 43% — на торговлю и общественное питание, 16% — на связь, финансы и социальные услуги и 5% — на рекламные отношения и другие вопросы.
87% этих обращений (4 590) были разрешены положительно и даны правовые разъяснения.
В ходе исследований по обращениям выявлен ущерб 6 271 потребителю на сумму более 3,0 млрд. сумов.
Из них, достигнут перерасчет потребителям на 2,1 млрд сумов (98,9%) и принимаются меры по возврату оставшихся средств потребителям.
Вместе с тем, проведено 39 исследований и анализов по различным направлениям на основе систематических исследований по защите прав потребителей, информации, размещенной в социальных сетях.
В результате проведенных исследований и анализов установлено, что 259 499 потребителям были начислены излишки на сумму 23 млрд сумов, и приняты меры по возврату этих средств потребителям.
В целях обеспечения сохранности товаров (работ, услуг) и контроля их качества на основании утвержденного плана-графика систематически проводятся контрольные закупки товаров в розничной торговле и их экспертиза.
Соответственно, проведена контрольная закупка всего 85 товаров (совместно с телепередачей «Контроль качества»), по результатам их экспертизы установлено, что 13 товаров не соответствуют требованиям нормативно-технической документации.
6 лекарственных средств (поддельные или не внесенные в госреестр) были признаны несоответствующими действующей технической нормативной документации и направлены в уполномоченные органы для принятия мер в установленном порядке.
Пользуясь сегодняшним брифингом, хотел бы попросить субъектов, занимающихся реализацией лекарственных средств и изделий медицинского назначения в нашей республике, обратить особое внимание на следующий важный вопрос.
Как вы знаете, установлено, что оптовая и розничная продажа лекарственных средств и изделий медицинского назначения независимо от числа посредников, участвующих в их поставке, осуществляется с применением ограничительных торговых наценок, устанавливаемых в размере не более 15 процентов от приобретенной стоимости для оптовой продажи и не более 20 процентов от оптовой цены для розничной продажи.
В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению населения качественными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (№ ПП-411 от 26.10.2022 г.) с 1 мая 2023 года, при регистрации в специальном мобильном приложении налоговых органов фискального знака закупочного чека, приобретенные физическими лицами, в случае выявления завышения наценок к установленным розничным ценам лекарственных средств в автоматическом порядке отправляется сообщение об этом в Комитет, для взыскания штрафа, согласно статье 164 Кодекса Республики Узбекистан Об Административной ответственности.
По этой причине мы просим их соблюдать ограниченные торговые наценки, установленные законодательством в отношении торговли лекарствами и медицинскими изделиями.