В рамках проекта «Мы вас слушаем», внедренного Комитетом по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан, для ответственных министерств и ведомств, крупных субъектов рекламного рынка, владельцев объектов (конструкций) наружной рекламы и информации, рекламных агентств, рекламодателей и распространителей, средств массовой информации был организован круглый стол на тему «Новые этапы развития рекламного рынка».
На данном мероприятии с участием предпринимателей и иностранных инвесторов были рассмотрены факторы, препятствующие развитию рекламного рынка, разработаны предложения по их устранению и создана система их реализации.
Укрепление законодательной базы в сфере наружной рекламы в нашей стране служит, прежде всего, улучшению условий жизни людей, прославлению человеческого достоинства, а главное, дальнейшему улучшению деловой и инвестиционной среды в стране.
Как известно, с 1 декабря 2023 года будет внедрена электронная система цифрового мониторинга “Внешная реклама”, направленная на создание равных условий для участников рынка внешней рекламы и обеспечение прозрачности в отрасли. Взамен платы по итогам электронного онлайн-аукциона за право строительства вновь установленных объектов (конструкций) внешней рекламы и информации на земельных участках, зданиях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, и сбора за размещение (распространение) внешней рекламы на объектах (конструкциях) внешней рекламы и информации, вводится единый ежемесячный сбор за установку объекта (конструкции) внешней рекламы и информации и право размещения в нем рекламы, размер которого определяется путем проведения открытых электронных аукционых торгов.
Вместе с этим, паспорт рекламного места для внешней рекламы и информационных объектов (конструкций) на земельных участках, зданиях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, а также договоры на их установку автоматически выдаются победителю аукциона на единой электронной торговой площадке электронной торговой платформы “электронный аукцион” в форме публичной оферты.
Кроме того, паспорт рекламного места, дающего право размещения объектов (конструкций) внешней рекламы и информации на земельных участках, приватизированных, сданных в аренду или принадлежащих на праве постоянного пользования негосударственным организациям, а также в зданиях и сооружениях, находящихся в частной собственности, а также на транспортных средствах (за исключением маршрутных автобусов), оформляется через информационную систему Единого портала интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан.
На вышеуказанные цели направлено Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан принятое 31 августа текущего года за № 428 «О мерах по дальнейшему совершенствованию регулирования отношений в сфере внешней рекламы и обращения социальной информации».
На круглом столе председатель Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей Ш.Шарахметов, заместитель председателя Комитета А.Каюмов, заместитель хокима Ташкента по внедрению информационных технологий — директор Департамента цифрового развития А.Хен, директор Департамента по развитию государственного языка при Кабинете Министров Республики Узбекистан Н.Холбутаев и Заместитель руководителя Центра духовности и просветительства Ф.Джуракулов предоставили информацию по обеспечению соответствия текстов наружных надписей, в частности вывесок, рекламы и объявлений и других информационных текстов требованиям законодательства о государственном языке, об удобствах и возможностях электронной системы цифрового мониторинга «Внешняя реклама», и роли рекламы в социально-экономической жизни населения. Также были высказаны предложения и соображения по недостаткам и проблемам, возникающим в сфере регулирования наружной рекламы и их решениям.
Для информации. На сегодняшний день в нашей республике 16 832 объекта внешней рекламы и информации (из них 11 144 или 66% в городе Ташкенте).
По результатам описи выявлено, что 9 905 (58,8%) (из них 6 004 в городе Ташкенте) не соответствуют установленным требованиям, из них 3 082 (31,1%) (из них 2 984 в городе Ташкенте) размещены незаконно (без каких-либо документов).
Из них по 4646 объектам внешней рекламы собственникам сооружений соответствующими хокимиятами направлено 1825 писем-предписаний об устранении выявленных в них недостатков и приведении их в соответствие с требованиями решения, либо о добровольном демонтаже.
В соответствии с планом работы Кабинета Министров на 2-е полугодие 2023 года установлено изучение соответствия наружных надписей в Ташкенте, в частности, вывесок, рекламы и других объявлений, информационных текстов требованиям законодательства о государственном языке и рекламе, в целях обеспечения реализации данной задачи созданы рабочие группы в составе , советников по духовности и государственному языку Комитета, хокимиятов города Ташкента и районов, ответственных сотрудников Республиканского центра духовности и просветительства и был создан координирующий республиканский штаб.
Рабочая группа провела исследование по каждому району с непосредственным выездом на место в августе этого года.
При этом в городе Ташкенте проведено 745 мониторингов по обеспечению рекламы на объектах внешней рекламы на государственном языке
Из них установлено что в 159 случаях (21,3 процента) реклама, в 339 случаях (45,5 процента) вывески и в 39 (5 процентов) случаях другие объявления и тексты были даны на других языках.
В результате реализации соответствующей работы рабочими группами добровольно устранено 108 случаев выявленных недостатков хозяйствующими субъектами, а также даны соответствующие предписания по устранению остальных недостатков.
МЕРОПРИЯТИЯ С УЧАСТИЕМ ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА