Комитет по развитию конкуренции расширяет сферу применения информационных систем
Как известно, первоначально в единой информационной системе FAIR TECH отдельный модуль внедрялся для контроля за ценами в области фармацевтики. С декабря текущего года намечается заметно расширить спектр охвата наблюдением за рынком жилья, сферами услуг, рекламы, торговли, туризма, финансов.
Что будет меняться в связи нововведениями? За разъяснениями мы обратились к представителям Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан.
— На первом этапе этой многоплановой работы постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по защите прав потребителей и эффективной организации сотрудничества государственных органов и организаций в этой сфере» от 8 февраля 2021-го, принятого во исполнение Указа Президента «О мерах по коренному совершенствованию правовой и институциональной системы защиты прав потребителей» от 11 сентября 2019 года, утверждено положение о контрольных закупках и порядок проведения экспертизы товаров, — говорит заместитель начальника управления защиты прав потребителей Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей РУз Ботир Шарипов. – В 2021 году были организованы 182 мероприятия по контрольным закупкам, в 2022-м — 249, в 2023-м — 397, в 2024-м – 560. За восемь месяцев текущего года — 432 контрольные закупки. Параллельно велась работа по контролю оплаты в сфере потребления электроэнергии и природного газа.
За этот период со стороны комитета по более чем 130 эпизодам даны предписания производителям и предотвращена продажа некачественной продукции потребителям на сумму около 10 млрд сумов. То есть комитет в данном контексте выступает в роли связующего звена между производителем и потребителем продукции, регулятором от имени государства.
Упорядочение системы оплаты за потребление электроэнергии и природного газа позволило устранить большие задолженности как среди населения, так и среди предприятий и учреждений. В настоящее время взаиморасчеты переведены в цифровой формат, что отразилось существенным снижением жалоб потребителей на необоснованные начисления: в 2021 году таких заявлений было 2949, за истекший период 2025-го — 590.
За последние пять лет в комитет поступило свыше 128 тысяч жалоб и обращений от потребителей. Из них 61 256 (48 процентов) касались сфер жилищно-коммунального хозяйства и транспортного обслуживания, 38 504 (30 процентов) — сфер торговли и общественного питания, 21659 (17) — сфер связи, финансов и общественных услуг, 6800 (5) — рекламных отношений. При этом по 82 процентам обращений приняты решения, по 14 даны разъяснения, три процента направлены в компетентные органы.
В мае 2023-го Комитетом по развитию конкуренции в рамках единой информационной системы FAIR TECH разработан отдельный модуль для дальнейшего совершенствования системы защиты прав потребителей и налаживания интерактивного контроля за работой законодательных норм в фармацевтической сфере в пользу потребителя. Эта новая система ускорила обработку онлайн-заявок. Также в качестве нового направления в отрасли внедрен эффективный механизм возмещения убытков, причиненных потребителям. Правовой основой определено постановление Президента «О дополнительных мерах по обеспечению населения качественными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» от 26 октября 2022 года.
Согласно этому положению, с 1 мая 2023 года введен порядок, по которому в случае выявления в результате сканирования с помощью QR-кода через мобильное приложение Soliq завышения наценок к установленным розничным ценам лекарственных средств в автоматическом порядке отправляется сообщение в комитет по развитию конкуренции, запускается система возврата лишних средств потребителю. Сеть работает с электронными системами Налогового комитета и Агентства по развитию фармацевтической отрасли, которая интегрирована и сотрудничает по взаимному обмену информацией.
Для справки. В соответствии с постановлением Президента «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» от 30 октября 2016-го оптовая и розничная реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения осуществляется с применением предельных торговых надбавок, определяемых независимо от числа посредников, участвующих в поставках, для оптовой реализации — в размерах не более 15 процентов от покупной стоимости, для розничной — не более 20 процентов от оптовой цены.
Как известно, Указом Президента «О Государственной программе по реализации Стратегии «Узбекистан — 2030» в «Год охраны окружающей среды и «зеленой экономики»» от 30 января 2025-го утверждены указанная выше программа, а также целевые показатели и практические мероприятия. В приложении 4 к документу, пункт 63 поставлена задача: с 1 декабря текущего года внедрить электронную систему «Истеъмолчи мурожаати).
Этим достигается прозрачность всех этапов подачи посредством данной электронной системы заявлений от потребителей на платформу, передача в адрес производителя продукции и мониторинг состояния рассмотрения. Вместе с тем одновременно ведется рейтинг реагирования предприятий на обращения, чтобы население видело, кто из производителей является самым равнодушным к обращениям по поводу качества его продукции или услуг.
В систему включены все министерства и ведомства Республики Узбекистан. В случае непринятия мер реагирования в течение трех дней обращение в автоматическом режиме передается на контроль Комитета по развитию конкуренции для последующего мониторинга.
Следующим нашим собеседником стал представитель исполнителя данной единой информационной системы FAIR TECH, начальник отдела программирования ГУ «Центр цифровой трансформации и аутсорсинга» при Комитете по развитию конкуренции Акрам Тухтабаев.
— Система работает пока в тестовом режиме, — говорит он. — После регистрации обращения в FAIR TECH на телефон заявителя приходит SMS, позднее этим же способом ему сообщается о судьбе заявления. Есть возможность вести переписку в интернете с представителями предприятия-ответчика, создан чат.
После онлайн-подачи обращения через информационную систему оно направляется в соответствующее предприятие и в течение трех дней ожидается принятие мер реагирования. Если вопрос решается, заявление сразу снимается с контроля. Если в течение трех дней реакции не последовало или потребитель недоволен решением, заявление автоматически возвращается в комитет развития конкуренции, в центральном аппарате принимают решение по дальнейшим действиям.
Как видим, Комитетом по развитию конкуренции и защите прав потребителей РУз предпринимаются усилия, направленные на повышение уровня этой защищенности сограждан. Например, в сфере приобретения жилья учреждению поставлена задача согласно Указа Президента «О мерах по дальнейшему развитию сферы жилищного строительства и совершенствованию механизмов регулирования процесса строительства жилых и нежилых объектов на основе долевого участия» от 27 января 2025 года — обеспечивать в установленном порядке принятие мер к застройщикам в целях предупреждения нарушения прав дольщиков.
Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Инспекции по контролю в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Положением о долевом строительстве многоквартирных домов, утвержденным постановлением Президента от 27 мая 2020 года, поручено выявлять объекты, не включенные в Электронный реестр застройщиков, привлекающих средства на долевое участие, регулярно представлять по ним сведения в Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей.
Основные направления действия ЕИС FAIR TECH на сегодня таковы: жилищно-коммунальное хозяйство, общественное питание, туризм, банковско-финансовая сфера, реклама, торговля, услуги.
Аблай Камалов.
«Правда Востока».
При содействии пресс-службы Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей РУз.
Фото из архива пресс-службы.