I. Центральным аппаратом Комитета было проанализировано 182 рынка товаров и услуг. Из них полностью проанализировано 32 рынка и проведено 150 экспресс анализов по насыщенности рынка.
В полностью проанализированных 32 товарных и финансовых рынков по 11 (12 предприятий) было признано доминирующее положение, по 9 (9 предприятий) было признана утрата доминирующего положения, а на остальных 12 рынках было выявлено достаточное развитие конкуренции.
II. Подготовлены заключения о влиянии на конкурентную среду 614 проектов нормативно-правовых актов, поступивших в Комитет через портал project.gov.uz от органов государственного и хозяйственного управления и органов государственной власти на местах (методом ex-ante), из них в 285 (46%) случаях установлено наличие норм, противоречащих требованиям законодательства.
В частности, за 2023 год в Комитет поступило 165 проектов Указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, из них 85 (52%), а также в Комитет поступило 339 проектов Кабинета Министров, из них 158 (47%) были даны соответствующие заключения о наличии норм, противоречащих требованиям действующего и антимонопольного законодательства.
III. Всего через биржевые торги было реализовано 52 видов высоколиквидной и монопольной продукции на сумму 83,0 трлн сумов, где 25% этого оборота (21,0 трлн сумов) составили 14 видов нефтепродуктов и топливных продуктов, а остальные 75% (62,0 трлн сумов) пришлось на долю 38 высоколиквидных и монопольных продуктов.
Кроме того, в 76 случаях в отношении 67 хозяйствующих субъектов возбуждены дела о нарушении требований законодательства, связанных с биржевой торговлей, и приняты соответствующие меры.
IV. В деятельности отдельных предприятий сфер экономики проведено 539 исследований на предмет соблюдения требований Закона «О конкуренции», установлено, что в 344 случаях (64,4 процента) от потребителей получены необоснованные доходы на общую сумму более 55,7 млрд сумов.
В 159 случаях субъектам естественных монополий даны соответствующие предписания о добровольной ликвидации средств на общую сумму 39,1 млрд, необоснованно изъятых у субъектов предпринимательства и населения.
На основании данных предписаний ведутся работы по расчету средств на сумму 29,7 млрд (природный газ — 2,1 млрд сумов, электроэнергия — 10,4 млрд сумов, питьевая вода и теплоснабжение — 15,9 млрд сумов, прочие услуги — 1,3 млрд сумов) согласно перерасчету.
V. По результатам анализа 62 465 конкурсных (тендерных) торгов, проведенных госзаказчиками, в процессе 18 738 (29,9%) торгов выявлено 27 730 антиконкурентных действий.
Из выявленных 27 730 случаев были направлены сведения в правоохранительные органы по 24 018 случаям, в Счетную палату по 688 случаям, 336 случаев решены в добровольном порядке заказчиками, по 2 688 случаям Комитетом и территориальными управлениями были возбуждены дела, 485 должностных лиц были привлечены к административной ответственности.
VI. Всего рассмотрено 234 обращения, поступившие по делам о недобросовестной конкуренции. По результатам изучения обращений возбуждено 62 дела, в 47 из них признано нарушение Закона и дано 47 предписаний об устранении случаев нарушения закона.
Также 15 дел были прекращены в связи с тем, что нарушение закона не доказано.
VII. В целях повышения роли общественных организаций в защите прав потребителей и рассмотрении их обращений, а также поднятия на новый уровень сотрудничества с общественными организациями Комитет подписал новый меморандум с Федерацией обществ защиты прав потребителей.
Всего за прошедший период поступило 20 691 обращение по делам о нарушении прав потребителей.
7049 (34 процента) обращений касались жилищно-коммунального хозяйства, транспортных услуг, 8 534 (42,2 процента) — торговли и общественного питания, 4 344 (21 процент) — связи, финансов и социальных услуг, 764 (3,6 процента) обращений- соответствуют вопросам рекламных отношений.
В изучениях, проведенных по рассмотрению обращений были признаны нарушенными 18 868 прав потребителей и обеспечен перерасчет средств на сумму 20,68 млрд сумов.
При этом, в сфере торговли потребителям в 720 случаях были обменены или возвращены 1998 товаров на сумму более 5,59 млрд сум.
Комитетом проведено 20 изучений и анализов по различным направлениям в целях защиты прав неопределенного круга потребителей на основе обращений, поступивших от потребителей, и информации, предоставленной другими органами.
В целях контроля безопасности товаров (работ, услуг) и их качества на основании утвержденного плана-графика налажено регулярное проведение контрольных закупок товаров розничной торговли и их экспертизы.
В частности, проведена контрольная закупка 397 продукций (совместно с телепередачей «Контроль качества»), по результатам их проверки установлено, что 26 продукций не соответствуют требованиям нормативно-технических актов.
VIII. Внедряется электронная система цифрового мониторинга «Наружная реклама», направленная на создание равных условий для участников рынка наружной рекламы и обеспечение прозрачности в сфере.
При этом были была проведена инвентаризация наружных рекламных и информационных объектов (конструкций).
Всего проведено 55 217 изучений по размещению и распространению рекламы, в том числе 752 на телевидении, 501 на радио, 44 857 на носителях наружной рекламы, 633 на печатных изданиях, 8 474 в интернете и социальных сетях.
В результате изучений (мониторинга) в 27 947 случаях выявлены различные недостатки и приняты меры по их оперативному устранению.
Проведено 364 экспертизы и анализа на соответствие представленных рекламодателями рекламных эскизов требованиям действующего законодательства, по 43 (11,8 процент) из них даны заключения о несоответствии рекламных эскизов требованиям законодательства.
Всего проведено 61 602 мониторинга в связи с изучением соответствия рекламы в объектах наружной рекламы, расположенных на территории республики, правилам государственного языка. Из них 23 409 (38 процентов) реклам были признаны не соответствующими требованиям государственного языка.
Из них в 8272 (35 процентов) вывесках, внешних надписях и других объявлениях, в том числе 4258 (18 процентов) текстов рекламы были даны на других языках (преимущественно русском), 7311 (31 процент) текст вывесок, внешних надписей и других объявлений содержат орфографические и словарные ошибки, а также были выявлены 3568 других случаев.
IX. В целях предотвращения нарушений Закона «О конкуренции» система антимонопольного комплаенся была внедрена в 2023 году – 100, а на сегодняшний день – 196, в том числе в деятельности 68 субъектов естественных монополий, 59 хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке, 35 местных органов исполнительной власти, 15 органов государственного управления и 19 государственных предприятий.
Кроме того, в целях более эффективного продолжения деятельности, обеспечения своевременного и качественного выполнения поставленных задач в 2023 году Комитетом разработано 40 проектов нормативно-правовых актов. Из них подготовлено 7 проектов изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан, 11 проектов Указов и постановлений Президента, 14 проектов постановлений Кабинета Министров, 7 проектов решений Комитета и 1 проект совместного решения.