В связи с увеличением размера платы за парковку на территории ООО “Международный аэропорт Ташкент имени Ислама Каримова”, принадлежащего АО “Uzbekistan Airports”, а также в связи с введением искусственных барьеров для въезда других хозяйствующих субъектов изза введения единой службы такси на территории аэропорта, Комитетом по развитию конкуренции и защите прав потребителей были выражены протесты, которые вызвали широкие обсуждения в социальных сетях.
В целях обеспечения конкурентной среды в отрасли а также в интересах хозяйствующих субъектов и потребителей, Комитетом были проведены соответствующие работы.
В ходе изучений было выявлено следующее, что действительно, создано условие для въезда транспортных средств, принадлежащих только одному хозяйствующему субъекту, на первую линию специальной дороги рядом с терминалом прибытия пассажиров ООО “Международный аэропорт Ташкент имени Ислама Каримова”, платежи с этого субъекта не взимаются, к нему применяется строго фиксированный тариф на перевозку и что любые изменения цен согласовываются, автомобили других хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги такси с лицензией, соответствующей требованиям условий “технического задания”, не допускаются на данную территорию а также было определено ограничение конкуренции в этой сфере за счет увелечения размера платы за парковки на территориях вблизи аэропорта.
Эти случаи являются незаконными действиями по отношению к правилам отмеченым в пятом абзаце статьи 16 Закона Республики Узбекистан “О естественных монополиях”, Субъектам естественных монополий запрещаетсяиспользовать положение естественной монополии для ограничения конкуренции на рынках товаров (работ, услуг), не отнесенных к сфере естественной монополии, а также в третьей части статьи 11 закона Республики Узбекистан “О конкуренции” установлено, что юридическим и физическим лицам запрещается координировать экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в частях первой и второй настоящей статьи.
Комитетом по конкуренции по вышеуказанной ситуации 23 декабря 2022 года принято решение о том, что требования пункта пятого статьи 16 Закона Республики Узбекистан “О естественных монополиях” и части третьей статьи 11 Закона “О конкуренции” были нарушены, и АО “Uzbekistan Airports” были выданы обязательные предписания.
На основании этого решения АО “Uzbekistan Airports” даны обязательные предписания следующего содержания:
— обеспечить создание равных условий для въезда автомобилей хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по оказанию услуг такси, которые соответствуют соответствующим требованиям и имеют лицензию в установленном порядке;
— исключить из «технического задания» на организацию службы пассажирского и багажного такси, из договора аренды соответствующего помещения пункты о применении фиксированных тарифов на перевозку пассажиров и осуществлении любых изменений тарифов по согласованию с АО “Uzbekistan Airports”;
— обеспечить информирование потребителей о наличии других субъектов хозяйствования, оказывающих услуги такси, на первой линии специальной дороги вблизи терминала прибытия пассажиров;
— пересмотреть размер платы за стоянки возле аэропорта было поручено.
В то же время АО “Uzbekistan Airports”, недовольное решением и предписанием Комитета, обратилось в Ташкентский межрайонный административный суд.
Решением Ташкентского межрайонного административного суда от 28 марта 2023 года обращение АО “Uzbekistan Airports” было отклонено, решение и предписание Комитета оставлены в силе. Дело также рассматривалось апелляционной инстанцией Ташкентского городского административного суда на основании апелляционной жалобы АО “Uzbekistan Airports”, и 12 июня 2023 года апелляционная жалоба была отклонена.
Хотели бы подчеркнуть, что Комитет по конкуренции всегда готов бороться за обеспечение конкурентной среды в отрасли и защиту интересов потребителей в судах всех инстанций.