Реклама: насколько она соответствует требованиям закона?
Недавно на брифинге в Агентстве информации и массовых коммуникаций (АИМК) при Администрации Президента Республики Узбекистан было доведены до общественности результаты работы по проверке соответствия наружной рекламы требованиям зконодательства нашей страны.
Со стороны Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан проводится ряд мероприятий в сфере упорядочения рекламного рынка.
Поскольку комитет является государственным органом, отвечающим за защиту прав потребителей и развитие конкуренции, приведение рекламного рынка в соответствие с требованиями законодательства нашей страны — одно из главных направлений нашей деятельности.
Как известно, рекламная деятельность регулируется на основании Закона Республики Узбекистан «О рекламе» от 7 июня 2022 года. Помимо него, принято около десяти нормативно-правовых актов. Да и в упомянутый выше Закон были внесены существенные изменения на основании Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О рекламе» от 30 августа 2002-го.
В частности, постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О регулировании рынка наружной рекламы» от 20 февраля 2020 года утверждено Положение о порядке возведения объектов (конструкций( внешней рекламы (информации), а также установлено, что Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан уполномочен вносить свои предложения по устранению выявленных нарушений закона в территориальные органы исполнительной власти, руководить работой электронной системы цифрового мониторинга «Ташки реклама», обеспечивать эффективное использование и вносить изменения по предложениям участников рекламного рынка страны.
При этом основное внимание комитетом уделено не только контрольным функциям, но и профилактике правонарушений, разъяснительной работе, принятию предупредительных мер и оперативному реагированию. В результате по сравнению с прежними годами удалось добиться снижения случаев нарушения закона участниками рынка за счет заметного увеличения профилактических и контрольных мероприятий.
Например, проведено изучение свыше 24 тысяч примеров размещения рекламы в средствах массовой информации, интернете и социальных сетях, на щитах наружной рекламы. Из них 308 — на телевидении, 247 — на радио, свыше 19 тысяч — на наружных рекламных щитах, 236 — в печатных СМИ, свыше 4,5 тысячи — в интернете и социальных сетях. По итогам изучения более чем в восьми тысячах случаев выявлены нарушения, приняты мер по оперативному устранению этих нарушений.
В последние годы возрастает уровень популяризации социальных сетей в качестве источника распространения информации и обмена сведениями. Как упомянуто выше, здесь изучено свыше 4,5 тысячи объектов рекламы (Facebook — 144, Instagram — 344, Telegram — 4108). Выявленные случаи нарушения закона были оперативно устранены.
Налажено сотрудничество с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан по контролю над рекламой пищевых и биологически активных добавок (БАД) в рамках защиты прав пользователей.
В этом направлении получено свыше 150 экспертных заключений от специалистов Минздрава, касающихся лечебных свойств БАД, втираний и мазей, бальзамов, отваров, целебных и минеральных вод, на основании которых исправлено 103 выявленных недостатка.
Наряду с этим, в сотрудничестве с Агентством информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан в целях оперативного реагирования на нарушения Закона «О рекламе» принимаются меры по блокировке сайтов, которые распространяют рекламу букмекерских служб.
В частности, в результате проведенных исследований внесены наши предложения в АИМК по блокировке 92 веб-сайтов, распространяющих рекламу букмекерских контор. В настоящее время 25 из них заблокированы.
Помимо этого, внесены для изучения органами внутренних дел 11 писем по случаям рекламирования услуг тотализаторов и букмекерских контор на страницах в своих социальных сетях звездами эстрады, спортсменами и блогерами.
На сегодня со стороны Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан вынесено свыше 400 письменных предупреждений в адрес рекламодателей (изготовителей, распространителей, заказчиков).
В завершение хотелось бы особо акцентировать внимание заказчиков и изготовителей рекламных текстов на необходимости соблюдения требований и статьи 6 Закона «О рекламе», где говорится о том, что реклама на территории нашей страны должна публиковаться на государственном языке Республики Узбекистан, а если дублируется ниже перевод на другие языки, он не должен допускать искажения смысла текста на государственном языке.
Совместно с соответствующими ответственными органами проведены мониторинги свыше девяти тысяч объектов наружной рекламы. При этом свыше трех тысяч рекламных щитов (35 процентов) признаны не соответствующими и приняты меры оперативного реагирования по устранению недостатков.
В постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию регулирования отношений в сфере внешней рекламы и обращения социальной информации» от 31 августа этого года определено внедрение с 1 декабря текущего года специальной электронной системы цифрового мониторинга средств наружной рекламы «Ташки реклама», в целях создания равных условий для участников рекламного рынка страны, обеспечения прозрачности работы сферы.
Вводится единый месячный сбор за получение права размещения наружной рекламы на земельных участках, принадлежащих государству, а также зданиях и сооружениях. Затем паспорта мест размещения рекламы и договора будут выдаваться победителям аукционов на торгах единой электронной системы «E-auksion». А паспорта на право размещения наружной рекламы на приватизированных, сданных в аренду или принадлежащих ННО на правах постоянного пользования, зданиях в частной собственности и транспортных средствах (за исключением рейсовых маршрутных автобусов), будут оформляться через Единых портал государственных услуг (ЕПИГУ).
Органам исполнительной власти, Министерству транспорта Республики Узбекистан, Комитету по автомобильным дорогам поручено до 1 декабря провести инвентаризацию имеющихся средств наружной рекламы на предмет соответствия требованиям Закона «О рекламе», других нормативных актов.
Асадулла Каюмов.
Заместитель председателя Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан.