В настоящее время в нашей стране реализуются перспективные проекты по развитию экономики, производству конкурентоспособной продукции, расширению внешней торговли, быстрому выходу на мировой рынок, совершенствованию драйверных отраслей и обеспечению здоровой конкуренции. В частности, большое внимание уделяется укреплению правовой базы этих проектов. Также одним из важнейших факторов для вхождения нашей республики в число международно развитых государств и для привлечения значительных интеллектуальных и финансовых ресурсов, как указано в стратегии «Новый Узбекистан – 2030», является полноправное членство во Всемирной торговой организации (ВТО) и подписание соглашений в её рамках.
С этой целью Президент Республики Узбекистан издал Указ УП-85 от 3 июня 2024 года «Об очередных мерах по дальнейшему ускорению рыночных реформ и приведению национального законодательства республики Узбекистан в соответствие с соглашениями всемирной торговой организации».
Значение этого Указа заключается в том, что с целью создания равных условий для конкуренции он направлен на отмену эксклюзивных прав, льгот и преференций, предоставленных некоторым предприятиям.
В частности, в Указе предусмотрена поэтапная отмена эксклюзивных прав, предоставленных крупным предприятиям, таким как АО «O‘ZMETKOMBINAT», АО «O‘ZIKKILAMCHIRANGLIMETALL», АО «O‘ZTREYD», ООО «UZKIMYOIMPEKS», АО «UZGASTRADE» и АО «O‘ZENERGOSOTISH».
Кроме того, существует ряд соглашений Всемирной торговой организации, например, Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, согласно которому в государстве-члене должны быть созданы равные условия как для местных, так и для иностранных субъектов предпринимательской деятельности, и должны применяться одинаковые и справедливые правовые нормы для экспорта и импорта.
При этом, если поддержка местных предприятий будет слишком высокой, это может создать неравенство с субъектами предпринимательской деятельности в странах-членах ВТО.
Следует отметить, что в нашей стране введены льготы и преференции для поддержки некоторых предприятий со стороны государства. Например, на государственные закупки для местных предприятий применяются ценовые преференции в размере 15%, а для производственных предприятий — 20%.
Кроме того, существуют преференции, связанные с железнодорожными перевозками, которые также будут поэтапно отменяться согласно данному Указу.
За прошедший период Комитетом было выявлено около 50 эксклюзивных прав, данным Указом предусмотрено, что эксклюзивные права крупных секторов рынка нашей страны, играющих большую роль в экспортно-импортных операциях, потеряют свою силу.
В заключение следует отметить, что вышеупомянутые меры направлены на повышение конкурентоспособности продукции местных производителей как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а также свидетельствуют о решительном стремлении нашего государства стать членом ВТО и закреплении данных реформ конкретными нормативно-правовыми актами, что является ярким признаком обеспечения здоровой конкуренции.