Ключевые понятия и термины, относящиеся к сфере конкуренции, и их краткое объяснение
недобросовестная конкуренция — действия хозяйствующего субъекта или группы лиц, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении экономической деятельности, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота и причиняют или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам (конкурентам) либо наносят или могут нанести ущерб их деловой репутации;
экономическая концентрация — совершение сделок и (или) иных действий, приводящих к преобладанию хозяйствующего субъекта или группы лиц, которое оказывает влияние на состояние конкуренции на товарном или финансовом рынке;
комплаенс – от анг. “Compliance”, означает “соответствие”, “соблюдение”;
финансовый рынок — сфера обращения финансовой услуги, оказываемой банками, кредитными, страховыми и другими финансовыми организациями, а также услуг профессиональных участников рынка ценных бумаг на территории Республики Узбекистан или ее части, которая может не совпадать с административно-территориальным устройством Республики Узбекистан и в границах которой имеется возможность оказания таких услуг;
конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов (конкурентов), при которой их самостоятельные действия исключают или ограничивают возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном или финансовом рынке;
цифровая платформа — информационная система, обеспечивающая платное или бесплатное использование цифровых продуктов через всемирную информационную сеть Интернет;
естественная монополия — состояние товарного рынка, на котором в силу технологических особенностей невозможно или экономически нецелесообразно создание конкурентных условий удовлетворения спроса на определенный вид товаров;
субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект или группа лиц, осуществляющая деятельность по производству и (или) реализации товаров в условиях естественной монополии;
товар — продукт деятельности, предназначенный для приобретения и реализации, в том числе работы и услуги;
товарный рынок — сфера обращения товара, в том числе взаимозаменяемого товара (сопоставимого по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам которого потребитель готов заменить) на территории Республики Узбекистан или ее части, которая может не совпадать с административно-территориальным устройством Республики Узбекистан и в границах которой имеется возможность его приобретения или реализации;
хозяйствующий субъект — юридическое лицо, занимающееся деятельностью по производству, приобретению и реализации товаров, в том числе предприятие с участием государства и учреждение, занимающееся хозяйственной деятельностью физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
Антимонопольный комплаенс — система внутренних организационных мер и процедур, направленных на обеспечение соответствия деятельности законодательству о конкуренции, на выявление рисков нарушений и их предотвращение;
Доминирующее положение — положение хозяйствующего субъекта или группы лиц на товарном или финансовом рынке, дающее ему (ей) возможность осуществлять свою деятельность независимо от конкурирующих хозяйствующих субъектов и оказывать решающее влияние на состояние конкуренции, затруднять доступ на соответствующий рынок другим хозяйствующим субъектам либо иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности;
Конфликт интересов – ситуация при которой личная заинтресованность противоречит (реальный конфликт интересов) или в некоторых случаях может противоречить (потенциальный конфликт интересов) интересам предприятия;
контрреклама — опровержение недостоверной рекламы (недобросовестной, заведомо ложной), распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий или могущих привести к ним;
неэтичная реклама — реклама, которая путем использования оскорбительных слов, изображений и сравнений, касающихся пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения лиц, нарушает общепринятые нормы гуманности и морали, посягает на объекты искусства, исторические и архитектурные памятники, составляющие национальное или мировое культурное достояние, порочит государственную символику (флаг, герб, гимн), дискредитирует валюту Республики Узбекистан;
социальная информация — информация, распространение которой не имеет цели прямого или опосредствованного получения прибыли (дохода), адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение общественно полезных целей в сферах благотворительности и здравоохранения, охраны окружающей среды, сохранения энергетических ресурсов, профилактики правонарушений, социальной защиты и безопасности населения, духовности и просветительства, обеспечения интересов общества и государства, а также иная информация некоммерческого характера;
ненадлежащая реклама — недостоверная, неэтичная, скрытая реклама, а также иная реклама, не соответствующая требованиям настоящего Закона;
недостоверная (недобросовестная, заведомо ложная) реклама — реклама, которая в результате неточности, неоднозначности, преувеличения, умалчивания, нарушения требований в отношении времени, места и способа распространения и иных требований, предусмотренных законодательством, вводит или может ввести в заблуждение пользователей рекламы, причинить материальные убытки и моральный вред юридическим и физическим лицам, а также интересам общества и государства;
стимулирующая акция — реклама, осуществляемая в форме проведения мероприятия, конкурса, игры, побуждающая пользователей рекламы к совершению определенных действий, в том числе условием участия в которых является приобретение рекламируемых товаров;
реклама — специальная информация, распространяемая с использованием любых рекламных средств, содержание которой адресовано пользователям рекламы, находящимся на территории Республики Узбекистан, и предназначенная для привлечения внимания к объекту рекламы, формирования или поддержания интереса к нему, а также его продвижения на рынке с целью прямого или опосредствованного получения прибыли (дохода);
рекламодатель — физическое или юридическое лицо, являющееся резидентом или нерезидентом Республики Узбекистан, осуществляющее изготовление или продажу рекламируемого товара, либо иное определившее объект рекламы и (или) содержание рекламы лицо, в том числе спонсор;
рекламные средства — средства, используемые для доведения рекламы до пользователя рекламы;
рекламное место (место размещения объекта (конструкции) внешней рекламы и информации) — специально выделенная и (или) отведенная территория (грунт, асфальт, зеленая территория и другие), определенная площадь поверхности здания, сооружения, на которой устанавливается объект (конструкция) внешней рекламы и информации;
паспорт рекламного места — документ, выдаваемый Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента, подтверждающий право юридических и физических лиц на размещение объектов (конструкций) внешней рекламы и информации, указанной в данном документе, на земельном участке, здании или сооружении независимо от формы их собственности;
владелец паспорта рекламного места — юридическое или физическое лицо, приобретшее право на размещение объекта (конструкции) внешней рекламы и информации на земельном участке, здании или сооружении, находящемся в государственной собственности, на основе открытого электронного аукциона через единую электронную торговую площадку либо на приватизированных земельных участках, а также зданиях или сооружениях, находящихся в частной собственности — на основе договора, заключенного с собственником приватизированного земельного участка, здания или сооружения;
объект рекламы — товар, на привлечение внимания к которому направлена реклама, в том числе мероприятия, технологии, средства индивидуализации, результаты интеллектуальной деятельности, а также информация о физических или юридических лицах;
рекламная деятельность — деятельность, связанная с выполнением работ и услуг в области оборота рекламы;
производитель рекламы — физическое или юридическое лицо, являющееся резидентом или нерезидентом Республики Узбекистан, осуществляющее приведение информации в полностью либо частично готовую для распространения (размещения) форму рекламы;
распространитель рекламы — физическое или юридическое лицо, являющееся резидентом или нерезидентом Республики Узбекистан, осуществляющее распространение рекламы рекламными средствами;
пользователь рекламы — лицо или группа лиц, на которых направлена реклама;
внешняя реклама — графическая, текстовая или иная реклама, рассчитанная на визуальное восприятие неопределенного круга лиц, размещаемая на объектах (конструкциях) внешней рекламы и информации;
интегрированная реклама — реклама товаров в кино, аудио и видеопродукции, эфире теле- и радиопередач, произведениях искусства, изображениях, компьютерных играх и других произведениях в виде основного или второстепенного реквизита, изображения товарного знака (знака обслуживания), соответствующего существующему товару или упоминание о нем в любой форме;
скрытая реклама — реклама, которая оказывает неосознаваемое воздействие на восприятие пользователя рекламы путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и другими способами;
сравнительная реклама — реклама, прямо или косвенно идентифицирующая конкурента или конкурентный товар;
спонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.
кассовый чек — документ, удостоверяющий покупку товара или оплату работы (услуги), в котором указана стоимость товара (работы, услуги), дата оплаты и номер кассового аппарата;
товарный чек — документ, удостоверяющий покупку товара или оплату работы (услуги), в котором указана стоимость товара (работы, услуги), дата оплаты и информация о наименовании и местонахождении продавца.