Комитетом по конкуренции оценка воздействия нормативно-правовых актов и их проектов на конкуренцию осуществляется в рамках требований законодательных актов о конкуренции, оценка воздействия на конкуренцию проекта нормативно-правового акта — методом «ex-ante» и воздействия действующего правового документа на конкуренцию — методом «ex-post».
В течение 2023 года по оценке законодательных актов на конкуренцию методом «ex-ante» в установленном порядке проведена оценка влияния на конкуренцию 614 проектов нормативно-правовых актов, из которых 22 внесены органами местного самоуправления, а остальные 589 — министерствами и ведомствами.
По результатам оценки влияния нормативно-правовых документов на конкуренцию установлено, что 285 (47 процентов) (в 9 случаях — органы местного самоуправления, в 276 проектах министерств и ведомств) содержат нормы, оказывающие негативное влияние на конкуренцию. Комитетом даны соответствующие предложения и возражения.
В частности, в данных проектах были выявлены следующие нормы и их влияние было оценено как негативное для конкуренции:
— заключение прямых договоров с субъектами хозяйствования, производящими товары или оказывающими услуги, за исключением требований законодательных документов о государственных закупках;
— предоставление государственной помощи в виде налоговых и таможенных льгот, субсидий, грантов, исключительных прав, продажи и аренды государственного имущества по льготным ценам, а также иных преференций и преимуществ со стороны государства отдельным участникам товарного или финансового рынка, имеющим негативное влияние на конкуренцию;
— установление новых требований к участникам товарного или финансового рынка, которые препятствуют их выходу на рынок, а также создают трудности;
— приводящие к ограничению объема и количества поставщиков и т. д.
Также в 2023 году более 170 нормативно-правовых документов (12 Законов, 54 указа и постановления Президента Республики Узбекистан, 84 указа и распоряжений Кабинета Министров) в установленном порядке прошли экспертизу по оценки влияния законодательных актов на конкуренцию методом «ex-post».
В результате более 50 хозяйствующих субъектов, обладающих исключительными правами, предоставленными нормативно-правовыми актами, были включены в реестр хозяйствующих субъектов, которым предоставлены исключительные права в установленном порядке.
В целях обеспечения равной конкурентной среды об отмене исключительных прав, предоставленных 8 субъектам хозяйствования, включенным в настоящий реестр, был разработан и в установленном порядке внесен в Правительство проект постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по развитию конкуренции в экономике и дальнейшее повышение роли частного сектора».
Кроме того, Комитетом и его территориальными органами проведены исследования на предмет соответствия документов 178 местных органов государственной власти и 41 органа государственного управления требованиям законодательства о конкуренции.
По результатам исследования установлено, что в 717 случаях документы были приняты с нарушением требований законодательства о конкуренции.
При анализе исследований, проведенных в районных и городских хокимиятах, выявлены случаи нарушения требований законодательства при принятии документов, а именно 127 случаев нарушения в Республике Каракалпакстан, 106 случаев в Хорезмской, 94 случая в Джизакской, 86 случаев в Самаркандской, 53 случая в Кашкадарьинской и 42 случая в Бухарской областях. Документы, принятые вопреки закону, аннулируются по указанию Комитета.
Например:
а) Согласно письмам Наманганского областного управления здравоохранения, направленным руководителям Наманганских городских и районных медицинских объединений, на основании обращений ООО “UZGERMED PHARM”, “SAMO”, “FAZO LUXE” и “ZUMA PHARMA”, указана закупка лекарственных средств, производимых обществами по действующим правилам.
В отношении областного управления здравоохранения территориальным управлением Комитета возбуждено дело по поводу ситуации, приводящей к ограничению конкуренции. По окончании рассмотрения дела данная ситуация была устранена на основании решения и указания Комитета об устранении нарушения закона.
б) В соответствующем письме хокимията города Нукуса указано, что с ООО “Oxus Filtration” возможно заключение прямых договоров о продаже здания, расположенного по улице А. Досназарова. По данному случаю Комитет возбудил дело против хокимитяа города Нукуса. По указанию Комитета ситуация, приводящая к ограничению конкуренции, устранена.