По общепринятой мировой практике, если гражданин приобретает билет на перевозку в оба направления (вылет и обратно) и по какой-либо причине не использует первый рейс в своем вылетном билете, то в результате его билет в обратном направлении автоматически аннулируется.
Это правило также действует и в АО «Uzbekistan Airways» на основании документа, зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан под №2238 от 29.06.2011.
Например, пассажир купил билет на вылет и обратно по маршруту Ташкент-Ургенч-Ташкент. По определенным причинам он не смог прилететь на рейс из Ташкента и самостоятельно прибыл в Ургенч. В данном случае его обратный билет будет аннулирован, так как он не воспользовался первым рейсом, когда прибыл в аэропорт для возвращения в Ташкент.
Согласно Закону Республики Узбекистан «О защите прав потребителей»:
🔘В статье 2 указано, что акты законодательства не могут ограничивать права потребителей, снижать гарантии их защиты, установленные настоящим Законом.
🔘В статье 21 указано, что продавец (исполнитель) не вправе настаивать на приобретении потребителем за плату дополнительных товаров или предоставлении дополнительных услуг, а также взимать плату за неоказанные услуги.
По данному вопросу, на основании соответствующего указания Комитета по конкуренции, АО «Uzbekistan Airways» в рамках благотворительности по отношению к потребителям вносит изменения в правила перевозки пассажиров на местных маршрутах, предусматривающие:
⏺пассажир, принявший решение о добровольном отказе от полета или не имеющий возможности своевременно явиться на регистрацию для посадки на рейс в первой части маршрута, обязан не позднее времени, установленного авиакомпанией, уведомить уполномоченного агента АО «Uzbekistan Airways» о своем намерении отказаться от бронированной перевозки или изменить дату вылета. В этом случае билет пассажира переоформляется или возвращается в соответствии с условиями первоначально оплаченного тарифа;
⏺пассажир, не явившийся по какой-либо причине для регистрации на первом участке маршрута, не сообщивший о своем намерении продолжить перевозку, может воспользоваться билетом для перевозки на последующих участках маршрута без переоформления авиабилета. При этом при обращении пассажира за возвратом или переоформлением стоимости неиспользованного билета на начальные участки маршрута удерживается штраф в размере 100 процентов стоимости неиспользованных авиабилетов, оформленных на начальный участок маршрута. Правилами применения тарифов предусматривается возврат или переоформление сумм аэропортовых сборов и сборов авиакомпании, указанных в первоначальном авиабилете, за неиспользованные пассажиром участки маршрута.
Изменения, вносимые в «Правила перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом,» еще больше укрепят защиту прав потребителей.
В этой связи, Комитет по конкуренции приветствует усилия АО «Uzbekistan Airways» в сфере защиты прав потребителей.
Статья 65 Конституции Республики Узбекистан гласит, что государство создает условия для развития рыночных отношений и добросовестной конкуренции, гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритета прав потребителей.