Искусственный интеллект — в борьбе против ограничения конкуренции
Комитетом по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан проведено мероприятие для СМИ о проделанной работе в сфере надзора за государственными закупками в 2023-м и планах на этот год.
Наиболее громкой новостью стало заявленное намерение о подключении искусственного интеллекта (ИИ) в целях повышения эффективности борьбы за обеспечение чистоты при проведении тендеров для государственных закупок. Онлайн-платформа запущена в тестовом режиме.
Как отмечено советником председателя Отабеком Усмановым, Комитет по развитию конкуренции осуществляет контроль и анализ соблюдения законов «О конкуренции» и «О государственных закупках».
Комитетом и его территориальными управлениями в течение 2023 года проанализировано 62 465 конкурсных (тендерных) продаж, проведенных для исполнения госзаказов. При этом в 18 738 тендерах (30 процентов) выявлено 27 730 действий, противоречащих конкуренции, со стороны заказчиков.
В частности, эксперты центрального аппарата комитета провели анализ 23 269 тендеров. Выявлено 7640 случаев неконкурентных действий со стороны заказчиков при проведении 5118 (21,9 процента) продаж. Территориальными управлениями комитета проведен анализ в общей сложности 39 196 конкурентных (тендерных) продаж. Выявлено 20 090 случаев нарушения требований о конкуренции со стороны заказчиков при 13 620 продажах (35 процентов).
В то же время в комитет и территориальные управления по данному направлению поступило 1142 обращения физических и юридических лиц. В результате проверки в 569 случаях установлены нарушения законодательства о конкуренции.
В связи с этим комитетом проведена соответствующая работа, принимаются оперативные меры по устранению случаев нарушения законодательства. Так, 70 процентов прецедентов связаны с несоблюдением установленного законом порядка проведения торгов (не установлены критерии оценки, имели место случаи аффилированности, ненадлежащая оценка, отказ от заключения договора, непринятие мер по предотвращению конфликта интересов), а остальные 30 — необоснованным исключением участников торгов (необоснованное исключение участников, создание льготных условий для некоторых участников, установление чрезмерно высоких технических требований, установление коротких сроков поставки, в том числе дополнительных услуг, технологически и функционально не связанных с предметом продаж).
Приведены конкретные примеры. В частности, установлено, что в тендере, проводимом Узнацбанком на строительство здания филиала банка в Андижанской области первоначальной стоимостью 20,4 млрд сумов, некоторые участники были исключены из закупочных процедур. Итоги конкурса отменены заказчиком по указанию комитета, торги проведены повторно.
Управлением развития Багатского района Хорезмской области при оценке конкурсной документации участников конкурсных торгов на закупку специальной техники начальной стоимостью 5,6 млрд сумов были допущены ошибки и упущения, что повлияло на результат торгов. Итоги конкурса отменены заказчиком по указанию комитета. Торги проведены повторно.
При выборе двух лотов начальной ценой 3 миллиарда 550 миллионов сумов на конкурсе для закупки специального технического оборудования, проведенном УП «O‘rta Chirchiq GESlar kaskadi», установлены обстоятельства, которые привели к необоснованному исключению участников и ограничению конкуренции. Решением специальной комиссии комитета в установленном порядке приняты меры в отношении УП, даны указания по недопущению нарушений законодательства.
В закупку межрайонным фтизиатрическим диспансером № 2 Ферганской области цифрового рентгеновского аппарата с флюорографией первоначальной стоимостью 969,9 миллиона сумов включены требования, приводящие к ограничению конкуренции. Результат конкурса был добровольно отменен заказчиком в рамках дела, возбужденного комитетом, и торги проведены повторно.
МВД Республики Каракалпакстан проведены тендеры на организацию помещений и оборудования безопасности дорожного движения в 44 школах первоначальной стоимостью 1,6 млрд сумов. При этом были идентифицированы нарушения установленных законодательством процедур и создание льготных условий для некоторых субъектов хозяйствования. По указанию комиссии результат конкурса отменен заказчиком и торги проведены повторно.
По результатам проверок около 500 должностных лиц, нарушивших закон в связи с указанными случаями, привлечены к различным мерам административной ответственности.
— Мы запустили в тестовом режиме онлайн-платформу fairtech.uz, которая поможет при участии искусственного интеллекта тщательно проверять наличие аффилированности участников торгов при организации тендеров на государственные закупки, — отметил главный специалист отдела центрального аппарата Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан Дилмурод Аброров. — Одновременно с этим следует существенно снизить требования, предъявляемые к участникам торгов, чтобы с их помощью не устраняли кому-то неудобных кандидатов. Заказчики ставят порой необоснованные требования, чтобы сузить круг участников, что вызывает подозрения в аффилированности.
Чистота при проведении тендеров на государственные закупки потребовала принятия этой меры. Причем предварительно осуществлена большая работа по обеспечению прозрачности во исполнение требований постановления Президента «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства» от 28 апреля 2020 года. Так что разработка этой платформы стала логическим продолжением, направленным на исключение конфликта интересов. При проверке тендеров с помощью ИИ система подаст сигнал, что даст основание для принятия нужных решений.
Кстати, при попытке попасть на платформу fairtech.uz автор столкнулся с требованием назвать логин, пароль или войти при помощи электронной цифровой подписи. Хотелось бы попросить организаторов, чтобы оставили место для входа незарегистрированных посетителей и не имеющих ЭЦП.
Выше приведены цифры: в комитет поступило 1142 обращения от физических и юридических лиц по поводу возможных нарушений требования Закона «О конкуренции», причем в 569 случаях подозрения подтвердились. На вопрос о том, намерены ли в ведомстве по примеру МВД стимулировать подобные сигналы и гарантировать скрытность данных заявителей, дан ответ, что предложения об этом направлены по инстанциям.
Представители Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей РУз ответили на вопросы журналистов.
Аблай Камалов.
«Правда Востока».
При содействии информационной службы Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан.
Фото из архива информационной службы.