Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан организовал для представителей пресс-служб территориальных органов семинар-тренинг по повышению эффективности работы с населением в государственных органах, обеспечению открытости, укреплению и расширению сотрудничества со СМИ.
Мероприятие проведено в рамках выполнения задач, определенных в постановлении Президента «О дальнейших мерах по обеспечению независимости средств массовой информации и развитию деятельности пресс-служб государственных органов и организаций» от 27 июня 2019 года в той части, которая касается эффективности системы мониторинга деятельности пресс-служб государственных органов и организаций, оказания содействия им в налаживании работы по взаимодействию со средствами массовой информации, оперативного реагирования на информационные выпады.
Советник председателя комитета по вопросам информационной политики Отабек Усманов отметил, что налажено сотрудничество более чем с 40 СМИ. В 2023 году организовано около пяти тысяч выступлений, из них 4335 транслированы в интернете и социальных сетях, 156 опубликованы в прессе, 140 передач — на радио.
Информационная служба комитета изучает в социальных сетях материалы, связанные с нарушениями законодательства по защите прав потребителей. В основном претензии касаются качества продуктов питания, бензина, строительных материалов, химических удобрений, медицинских препаратов и услуг, а также сфер общепита и рекламы, тендеров и работы бирж, ярмарок. За 2023 год через Агентство информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента (АИМК) поступило более 300 обращений от граждан, около 200 решены в пределах компетенции комитета.
В целях предупреждения случаев реализации не отвечающей установленным требованиям продукции на внутреннем потребительском рынке комитетом организован совместно с телеканалом Toshkent выпуск передачи «Контроль качества», благодаря чему в минувшем году проверены продукты питания более 30 производителей. Представители комитета приняли участие в качестве экспертов в 22 выпусках, аналитические материалы размещены на его официальных каналах.
Согласно Указу Президента «О дополнительных мерах по обеспечению открытости деятельности государственных органов и организаций, а также эффективной реализации общественного контроля» от 16 июня 2021-го, в течение года около 500 открытых данных размещены на официальном сайте комитета и портале открытых данных.
Выполняются комитетом и положения Указа Президента «О мерах по внедрению системы повышения и оценки уровня открытости деятельности государственных органов и организаций» от 14 июня 2022-го, которым была утверждена Методика мониторинга и оценки открытости деятельности государственных органов и организаций, внедрен Индекс открытости.
Перед участниками семинара-тренинга выступила начальник управления АИМК Садокат Асланова, отметившая, что за последний период в разы выросла оперативность реагирования пресс-служб государственных органов на негативные сигналы в социальных сетях и СМИ. И это нормальный порядок отчетности государства перед народом. Однако эффективность комментирования оставляет желать лучшего.
На вопрос, какой видится участникам семинара роль сотрудников информационных служб, участница из Карши Шахноза Толипова ответила: в виде моста между государством и обществом. Корреспондент областной газеты «Фаргона хакикати» Нодира Рахмонкулова раскрыла свое видение этой роли через призму десятилетнего опыта работы в местной газете и высказала предложение по расширению взаимодействия пресс-служб и АИМК.
Было рекомендовано при выявлении негативного сигнала в социальных сетях не только оперативно реагировать на уровне региона, но и осуществлять связь с коллегами на республиканском уровне, чтобы координированно вести работу в информационном пространстве.
На вопрос, обязаны ли начальники пресс-служб в регионах лично просматривать обращения граждан в учреждение, представитель южного региона (Сурхандарьинская область), Маъруфжон Кадыров ответил: Да, это в рамках Закона «Об обращениях физических и юридических лиц». Однако в их функции не всегда входит составление ответов.
Обращено внимание на сложившуюся тенденцию, когда руководитель того или иного ведомства использует информационную службу в качестве щита. Это неправильно. Ибо она должна работать на имидж учреждения в целом. Руководителя же обучают правилам поведения на публике, умению говорить, использовать жесты и мимику, прочим нюансам.
Выступление преподавателя Университета журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана (УЖМКУ) Шохруха Касимова заинтересовало аудиторию не только потому, что собеседник привел высказывания Сэма Блэка — автора книги «Паблик рилейшнз. Что это такое?» с его классификацией чрезвычайных ситуаций по двум градациям: с известным временем и с еще не известной датой. Но и противопоставил ей мнение американского ученого, профессора Отто Лербингера о том, что кризисы бывают технологические, конфронтационные, злонамеренного поведения, в результате обмана, искаженных ценностей управления и неправомерного поведения.
В качестве главного недостатка при проведении пресс-туров указано на неумение привлечь туда знаменитых людей. Например, предпринимателя и журналиста Зафара Хашимова в пресс-тур по Японии удалось привлечь, использовав его интерес к походам в горы. В программу тура был включен поход на Фудзияму, после чего получено согласие.
Были показаны две фотографии с просьбой прокомментировать их. На первой сайгак, лежит на траве. Казалось, ну и что с того? Оказалось, на одном из рынков столицы существует понятие «сайгак» в смысле нанятого за деньги человека, который будет настойчиво предлагать посетителю приобрести товар именно у того или иного продавца. Интересно. Признаться, не слышал даже.
Другая фотография. Станция метро, стоят люди. Среди них на переднем плане мужчина в форме с надписью на спине YPX. Дескать, сотрудник дорожно-патрульной службы (ДПС) готовится остановить поезд метро и оштрафовать. Это фото вызвало некоторые ехидные комментарии в социальных сетях. Хотя сотрудники пресс-службы органов безопасности дорожного движения могли развернуть ситуацию на 180 градусов: вот сотрудник дорожной полиции возвращается со службы домой на метро, а ведь его могли подвезти на служебной машине…
В настоящее время непросто быть сотрудником информационной службы государственного органа власти. Нужно вовремя реагировать на сигналы не только в СМИ (газетах, на телевидении и радио), но и в социальных сетях. Ведь согласно принципу Нового Узбекистана, не народ служит государственным органам, а государственные органы служат народу. А значит сотрудник госоргана призван обеспечить прозрачность своей деятельности, услышать запросы людей и откликнуться на них.
Семинар в Комитете по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан при сотрудничестве с АИМК показал: представители госорганов усердно учатся важным навыкам.
В завершение семинара-тренинга участникам вручены сертификаты.