ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ КОМИТЕТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНЦИИ В НАШЕЙ СТРАНЕ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СУДАХ
Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан активно участвует в судебных инстанциях по обеспечению конкуренции и защите прав потребителей в связи со своей деятельностью.
За январь-август текущего года Комитет участвовал в общей сложности в 23 судебных делах, в том числе в качестве истца и заявителя в 5 делах (в 2 случаях иск удовлетворен частично, в 2 случаях производство прекращено и возвращено исковое заявление, 1 дело находится на рассмотрении), в качестве ответчика по 18 делам (отклонен по 8 делам, удовлетворен по 5 делам, удовлетворен частично по 4 делам, 1 дело находится на рассмотрении).
Из этих судебных дел 8 полностью и 6 частично решены судами в пользу Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей. Включая:
1) В Комитет по конкуренции поступило обращение с недовольством по поводу проведенных тендерных торгов АО «Узбекистон темир йуллари» на закупку актуарных услуг через электронную площадку etender.uzex.uz.
В результате изучения данного обращения были признаны нарушенными требования статьи 14 Закона «О конкуренции». Иными словами, было установлено, что в ходе тендерной продажи заказчик предоставил льготные условия одному из участников по сравнению с другими участниками. В связи с данной ситуацией в декабре 2022 года Комитетом выдано предписание АО «Узбекистон темир йуллари» по устранению нарушения законодательства и не допущению подобных ситуаций в будущем.
Однако АО «Узбекистон темир йуллари», недовольное решением и предписанием Комитета обратилось в Межрайонный административный суд Ташкента с жалобой о признании его недействительным, а также в Верховный суд вплоть до Судебной коллегии по административным делам в апелляционном и кассационном порядке. Судебные инстанции отклонили данные жалобы в процессе рассмотрения дела с окончательным рассмотрением дела 25 августа 2023 года оставили в силе решение и предписание Комитета.
2) Комитетом по конкуренции Республики Каракалпакстан в 2022 году было проведено изучение относительно размещения цементной продукции ООО «Каракалпак цемент» в течение 2021 года на биржевых торгах в сроки и объемы, предусмотренных соответствующими графиками.
По результатам проведенных изучений СП ООО «Каракалпак цемент» нарушен второй абзац части первой статьи 15 Закона Республики Узбекистан «О конкуренции», то есть выявлены случаи запрещенных действий, влиящих на процесс биржевых торгов. В связи с данной ситуацией в апреле 2022 года Комитетом по конкуренции Республики Каракалпакстан СП ООО «Каракалпак цемент» было направлено предписание по устанению нарушения законодательства и недопущению подобных нарушений в будущем и добровольной выплате государству средств в размере 21 967 600 сумов, определенных как расхождение в сроках и объемах, предусмотренных графиками биржевых торгов цементной продукцией.
Однако Уполномоченный по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Президенте Республики Узбекистан в интересах СП ООО «Каракалпак цемент» обратился в Нукусский межрайонный административный суд с заявлением о признании недействительными решение Апелляционного совета Комитета по конкуренции принятое в мае 2022 года, а также решение и предписание Комитета по конкуренции Республики Каракалпакстан.
Решением Нукусского межрайонного административного суда от 3 августа 2022 года в удовлетворении ходатайства было отказано.
Решениями административного суда Республики Каракалпакстан от 22 сентября 2022 года и Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Узбекистан от 24 февраля 2023 года апелляционные и кассационные жалобы оставлены без удовлетворения.
3) Территориальным управлением по Ташкентской области Комитета по конкуренции проведено изучение по обоснованному формированию, внедрению и соблюдению тарифов на услуги питьевой воды и канализации а также системы отопления ООО «Musaffo obi hayot».
В результате изучения ООО «Musaffo obi hayot», были выявлены нарушения требований абзаца пятого пункта 36 Положения, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 октября 2010 года № 239, то есть представление органам ценового регулирования, органам государственного управления и органам государственной власти на местах недостоверной информации для декларирования (утверждения), согласования и установления регулируемых цен (тарифов), повлекших их завышение.
По данному обстоятельству в ноябре 2022 года Комитетом было выдано предписание ООО «Musaffo obi hayot» по устранению нарушений законадательства и недопущению таких ситуаций в будущем, а также выплаты потребителям, в случае невозможности идентификации потребителей, добровольной выплаты государству в общей сложности 1.318.432.400 сумов необоснованно полученных в результате нарушения абзаца пятого пункта 36 Положения, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 октября 2010 года № 239.
Позже Апелляционный совет Комитета по конкуренции рассмотрев жалобу ООО «Musaffo obi hayot» установил, что сумма необоснованно полученых денежных средств в результате нарушения законодательства составляет 1 002 789 746 сумов, а не 1 318 432 400 сумов.
Однако ООО «Musaffo obi hayot» обратилось в Ташкентский межрайонный суд по административным делам с заявлением о признании недействительными решение Апелляционного совета Комитета по конкуренции а также решение и предписание территориального управления по Ташкентской области Комитета по конкуренции.
Решением Ташкентского межрайонного суда по административным делам от 24 августа 2023 года в удовлетворении заявления было отказано, а решение и предписание Комитета оставлены в силе.
При этом решения Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей были отменены судами по отдельным делам. Например:
Территориальным управление по Наманганской области Комитета проведено изучение по реализации дизельного (ЭКО дизель) топлива нефтеперерабатывающими заводами и нефтебазами фермерским хозяйствам в соответствии с требованиями законодательства. В результате изучения было выявлено, что хотя дизельное топливо должно поставляться ООО «Туракурганская нефтебаза» по цене 5 400 сумов, во многих случаях оно поставляется по ценам выше установленых.
В связи с этим решением Комитета в установленном порядке АО «Узбекнефтегаз» и ООО «Туракурганская нефтебаза» признаны нарушенными требования второго и десятого абзаца пункта 36 Положения «О порядке формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и государственного контроля за их применением» утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 октября 2010 года № 239.
На основании этого решения ООО «Туракурганская нефтебаза» было дано предписание по добровольной оплате (возврату) безосновательно полученных средств в результате, правонарушения в размере 2752,1 млн сумов потребителям, а также повышения начальной цены дизельного топлива на биржевых торгах в размере 826,5 млн сумов государству.
ООО «Туракурганская нефтебаза» обратилось в Ташкентский межрайонный суд по административным делам с заявлением о признании решения Комитета недействительным. Решением Ташкентского межрайонного суда по административным делам от 6 января 2023 года заявление ООО «Туракурганская нефтебаза» было удовлетворено, решение Комитета признано недействительным.
На основании апелляционной жалобы, поданной Комитетом, решением апелляционной инстанции Ташкентского городского суда от 27 марта 2023 года решение было отменено, и иск был отклонен.
Однако решением кассационной инстанции Верховного Суда Республики Узбекистан от 15 августа 2023 года решение суда апелляционной инстанции было отменено, а решение суда первой инстанции оставлено в силе.
Таким образом, Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей систематически выполняет свои функциональные обязанности по обеспечению конкуренции, защите прав потребителей в нашей стране.