Советник председателя Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей Отабек Усманов предоставил информацию об обеспечении контроля за недобросовестной конкуренцией и государственными закупками.
Комитетом по конкуренции также проводит большую работу в сфере борьбы с недобросовестной конкуренцией, сговорами и картельными соглашениями. В частности, в этом направлении Комитетом и его территориальными органами проводится контрольно-аналитическая работа в соответствии с установленным порядком соблюдения законодательства о конкуренции и государственных закупках при государственных закупках, проводимых госзаказчиками в установленном порядке.
По предварительным данным Комитетом проанализировано 29 098 конкурсных (тендерных) торгов, проведенных госзаказчиками за 8 месяцев текущего года. В результате анализа выявлено 12 826 антиконкурентных действий со стороны покупателей при совершении 8 964 торгов.
Комитетом проанализировано 18 433 торгов, осуществленных госзаказчиками через электронные системы государственных закупок (xarid.uzex.uz, xt-xarid.uz, tender.mc.uz) за 8 месяцев текущего года.
В результате анализа изученных конкурентных конкурсных (тендерных) торгов заказчиками выявлен 1641 антиконкурентных случай при проведении 1540 торгов.
В Комитет и территориальные управления поступило 232 обращения от юридических и физических лиц в сфере государственных закупок. В результате анализа, проведенного на основании данных обращений, выявлено 275 антиконкурентных случаев в 161 конкурсных (тендерных) торгах.
Кроме того, экспертами комитета совместно с правоохранительными органами и Счетной палатой были изучены 10 433 покупки. В результате изучений выявлено 10 910 антиконкурентных случаев в 7 263 торгах.
Если выявленые признаки нарушений законодательства в 72,7% связаны с нарушением установленного законодательством порядка проведения торгов (неустановление критериев оценки, нераскрытие информации об аффилированности, неправильная оценка, непредоставление объяснений заявителям, неразглашение результатов продаж, отказ от заключения договора, невыявление аффилированности, непредотвращение конфликта интересов), то в 27,3% выявлены скоординированые действия согласованные путем сговора (необоснованное исключение участников, создание льготных условий для некоторых участников, установление завышенных технических требований, установление коротких сроков поставки, в том числе дополнительных товаров (работ, услуг), технологически и функционально не связанных с предметом торгов).
Например,
- Включены необоснованные требования в тендерные документации, ведущие к ограничению конкуренции на закупку микропроцессорного оборудования начальной стоимостью 8,2 млн долларов США «Тошкент метрополитени» ГУП за счет кредитов Экспортно-импортного банка России. Решение и договор, заключенные по итогам торгов, были аннулированы заказчиком на основании указания Комитета, и торги были повторены.
- Установлено, что в ходе проведения конкурсных торгов «Республиканским центром управления сетями телекоммуникаций Узбекистана» УП первоначальная стоимость 4,8 млн долларов США по созданию интегрированной автоматизированной системы управления телекоммуникационными сетями заказчиком были созданы льготные условия для участия в торгах некоторым участникам. При этом документы, представленные участником, были признаны победителями, даже если они не соответствовали требованиям заказчика. Решение и договор, принятые по итогам конкурса, были аннулированы заказчиком по предписанию Комитета, а ттендеры были повторены.
- Установлено, что в тендере, проведенном Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, первоначальной стоимостью 23,6 млрд сумов на приобретение медицинского оборудования (комбинированных физиотерапевтических и лазеротерапевтических аппаратов) для восстановления физиотерапевтической службы в учреждениях первичной медико-санитарной помощи был нарушен порядок проведения торгов вследствие нарушения критериев оценки предложений участников, их относительной стоимости, порядка применения критериев оценки в рамках процедур оценки в условиях государственных закупок, установленных заказчиком, было выдано решение предписание Комитет по предотвращению нарушений закона в будущем.
- Внесена информация в Генеральную прокуратуру Республики Узбекистан о выявлении необоснованного исключения из тендера 3 заявителя, получивших более высокую оценку, чем заявитель-победитель, со стороны заказчика и комиссии по закупкам, в тендере, проведенного в 2021 году (номер лота 13570) заказчиком — Единой сервисной инжиниринговой компанией Андижанской области первоначальной стоимостью 8,5 млрд сумов на капитальный ремонт здания-интерната специализированной школы №9 в МСГ «Дустлик» Балыкчинского района.
- Установлено, что в процессе проведения торгов «Узшахарсозлик лити» ГУП к участникам были применены чрезмерные требования по отбору лучших предложений проведенного в марте месяце 2023 года (номер лота 232577) первоначальной стоимостью 151,8 млн сумов по поводу текущего ремонта алюминиевых и пластиковых окон административного здания «Узшахарсозлик лити» ГУП, расположенного по адресу г.Ташкент, Шайхонтохурский район, улица А.Навои, дом 18, тоесть, выявлены признаки ограничения конкуренции вследствие использования рейтинговой системы, разработанной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства для прозрачной электронной системы тендеров, но которая не используется в системе xarid.uzex.uz, приняты решение и предписания Комитета о принятии мер по признанию контракта и решения конкурса недействительным, проведенного в связи с выявленной ситуацией.
- Выявлены признаки предварительной договоренности между клиентом и участником в 2 конкурсные торгах, проведенных «Алокабанком» начальной стоимостью 1,2 млрд сумов с целью страхования и оценки принадлежащих банку основных средств. В отношении этого дела были приняты соответствующие решение и предписание Комитета по устранению нарушений закона.
- Установлено, что в рамках закупки «Услуг по оценке вознаграждений работникам (актуарных услуг)» АО «O‘zbekiston temir yo‘llari» по первоначальной стоимости 3,7 млрд сумов заказчиком созданы особые условия участия в конкурсе для некоторых участников. Принято решение и предписание Комитета о принятии мер по признанию решения и договора недействительными по итогам конкурса.
По 10 973 выявленным случаям переданы сведения в правоохранительные органы, по 61 случаю — в Счетную палату, 151 случай прекращено заказчиками добровольно, 267 дел возбуждено территориальными управленияеми по 766 делам, 212 должностных лиц привлечены к административной ответственности. На рассмотрении Комитета находится 875 дел.