В обращениях, поступивших в Комитет по конкуренции, а также в обращениях, оставленных пользователями социальных сетей, высказываются многочисленные возражения по поводу того, что автобусные остановки не соответствуют установленному уровню требований и в них не созданы достаточные удобства для пассажиров.
На основании этих обращений Комитетом и его территориальными управлениями выборочным методом изучена деятельность более 2 800 станций. В ходе изучений на некоторых станциях, работающих не в соответствии с установленными нормами, выявлены следующие недостатки:
Включая,
В 286 случаях — пассажиры не были защищены от жаркого и холодного воздуха из-за того, что три стороны залов ожидания не были закрыты специальными ограждениями;
В 210 случаях — в залах ожидания размещены торговые точки;
В 387 случаях — отсутствуют специальные пандусы для инвалидов;
В 412 случаях — в залах ожидания не установлено электрическое освещение;
В 57 случаях — нет павильона для пассажиров в дождливые, снежные и ветреные дни;
В 156 случаях — указатель с названием станции не установлен;
В 255 случаях — отсутствует номер маршрута.
В частности, в Государственном стандарте общих требований к автобусным остановкам на автомобильных дорогах нашей республики:
🔘В целях защиты пассажиров от холода и жары не менее 3 сторон залов ожидания должны быть закрыты специальными ограждениями;
🔘в часы пик площадь этих остановок должна составлять не менее 1 м2 на 4 пассажира;
🔘расположение торговых точек вне залов ожидания;
🔘оснащение специальными подъемными пандусами для инвалидов;
🔘установка не менее 1 скамейки на каждые 10 м2 зала ожидания;
🔘наличие дополнительных выходов для пассажиров в залах ожидания;
🔘установка отдельных мусорных баков снаружи станции и в зале ожидания;
🔘залы ожидания должны быть оснащены электрическим освещением;
🔘установлен ряд требований, запрещающих размещение рекламы в конструкциях вокзалов.
Также в «Правилах перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом,» утвержденных постановлением Кабинета Министров № 482, остановочные пункты на пригородных маршрутах размещаются и оснащаются с учетом обеспечения безопасного и удобного подхода пассажиров и требований законодательства и должны иметь:
🔘асфальтированные площадки для размещения павильона и асфальтированные дорожки для подхода пассажиров к остановке
🔘павильон для укрытия пассажиров от дождя, снега, ветра;
🔘указатель остановки с названием;
🔘указатель маршрутов.
🔘показатели по направлениям.
Комитетом направлены соответствующие указания Министерству транспорта, Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей по реализации мер по устранению выявленных в ходе изучения вышеуказанных недостатков и нарушений.
Закон Республики Узбекистан «О защите прав потребителей»:
В соответствии со статьей 4, товар (работа, услуга) с дефектами, опасными для безопасности, жизни, здоровья и имущества, а также материальный ущерб, моральный вред, причиненные незаконными действиями (бездействием) изготовителя (исполнителя, продавца), имеют право на возмещение в полном объеме;
Согласно статье 12, потребитель имеет право требовать гарантии того, что приобретенный им товар (работа, услуга) будет произведен или выполнен с соблюдением санитарно-гигиенических, в том числе радиологических, противоэпидемических требований и других действующих норм и правил, и будет безопасен для его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причинит вреда его имуществу.