16 мая текущего года в Агентстве информации и массовых коммуникаций состоялся брифинг, на котором советник председателя Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей Отабек Усмонов предоставил информацию о проделанной работе в сфере «Регулирования рекламного рынка» за 2024 год и первый квартал 2025 года.
Комитет по конкуренции, как уполномоченный государственный орган, в 2024 году и за прошедший период 2025 года провёл почти 45 тысяч проверок проверок в отношении размещения и распространения рекламы, в том числе более 650 на телевидении, около 450 на радио, свыше 36 тысяч на объектах наружной рекламы, более 350 в печатных изданиях, свыше 7,5 тысяч в интернете и социальных сетях.
В результате проведённых изучений (мониторингов) в 17 641 случае были выявлены недостатки в рекламе по следующим направлениям, и они были оперативно устранены.
В частности:
в 185 случаях выявлены недостатки в рекламе, связанной с деятельностью тотализаторов и букмекерских контор;
в 150 случаях — в рекламе лекарственных средств, биологически активных добавок (БАД), а также других препаратов, предназначенных для похудения или набора веса
Также в рамках 2 137 проверок были выявлены 337 случаев нарушений при распространении рекламы запрещённых товаров (табачных изделий, алкоголя, электронных сигарет, пива и др.)
в торговых и общественных заведениях.
В ходе проверок, проведённых на 452 объектах, зафиксировано 10 случаев размещения наружной рекламы на архитектурных, историко-культурных памятниках и объектах. В отношении указанных случаев приняты соответствующие меры.
По фактам выявленных правонарушений в сфере рекламы в отношении около 200 субъектов были применены финансовые санкции.
Комитетом по конкуренции были изучены рекламные материалы, размещённые в интернете и социальных сетях туроператорами, осуществляющими деятельность на территории республики, касающиеся организации паломничества «Умра» без необходимых лицензий и разрешений.
По результатам рассмотрения в отношении 27 туроператоров были применены финансовые санкции, выданы предписания о прекращении нарушений и предупреждения о недопустимости их повторения.
Нарушения требований законодательства о рекламе были подтверждены в отношении рекламной информации, размещённой 16 туроператорами. Ответственные должностные лица привлечены к административной ответственности.
В целях защиты прав неопределённого круга потребителей были получены экспертные заключения Министерства здравоохранения по более чем 150 случаям, связанным с контролем рекламы биологически активных добавок и пищевых добавок. По 103 из них Комитетом были устранены выявленные недостатки.
Комитетом совместно с Агентством информации и массовых коммуникаций было заблокировано более 90 сайтов, распространяющих рекламу букмекерских услуг.
Дополнительно, в правоохранительные органы было направлено 25 запросов для правовой оценки фактов незаконной рекламы, размещённой в социальных сетях эстрадными артистами, спортсменами и блогерами..
Комитет также провёл 305 экспертиз рекламных макетов, представленных рекламодателями на предмет соответствия действующему законодательству. В 81 случае было установлено несоответствие требованиям законодательства о рекламе, о чём были выданы соответствующие заключения.
Комитет по развитию конкуренции продолжает системную работу по обеспечению законности в сфере рекламы.