Комитетом по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан были определены ряд мероприятий к 15 марту — Всемирному дню прав потребителей. На данной конференции были обсуждены и высказаны мнения по таким темам как реклама лекарственных средств и биологически активных добавок, а также её проблемы и решения, важность рекламы и правильного маркетингового подхода в донесении информации о товарах и услугах до потребителей, права потребителей в сфере финансовых услуг: европейская практика.
Также, состоялась пресс-конференция о проделанной Комитетом работе в 2022 году.
На мероприятии состоялись презентации руководителей и ответственных представителей Узбекистана и международных организаций по новшествам, проблемам и решениям в сфере.
Также на конференции были награждены победители онлайн-олимпиады «Финансово грамотный молодой потребитель», организованной среди студентов высших учебных заведений совместно с организацией «German Sparkassenstiftung for International Cooperation» (Германия), а также блогеры и активные общественные деятели. Его основной целью является повышение правовых знаний и грамотности населения, особенно молодежи.
В частности, 15 марта 1962 г. президент США Джон Кеннеди в своем выступлении перед Конгрессом перечислил ряд основных прав потребителей, т. е. право выбора; право на безопасность; право на информацию; право быть услышанным. Кроме того, эти права включают право на возмещение убытков; право на потребительское образование; право на удовлетворение основных потребностей; здоровая окружающая среда, право собственности на окружающую среду включено. В то время права потребителей обсуждались на таком высоком уровне впервые. После этого выступления лидера США Джона Кеннеди, согласно резолюции ООН стал отмечаться Всемирный день прав потребителей.
Этой дате каждый год Всемирный союз потребителей посвящает определенную тематику. Например, в текущем 2023 году 15 марта проводится под девизом «Расширение прав и возможностей потребителей посредством перехода к потреблению экологически чистой энергии и продукции».
Всемирный день защиты прав потребителей отмечается в Узбекистане, с момента принятия закона “О защите прав потребителей” в нашей стране, точнее, с 26 апреля 1996 года.
15 марта текущего года Комитетом, в связи со Всемирным днем защиты прав потребителей, в 2 этапа была проведена онлайн-олимпиада «Финансово грамотный молодой потребитель», в которой приняли участие 500 студентов высших и средних специальных учебных заведений республики, продемонстрировавших свои знания в финансовой сфере.
За прошедший период 2023 года Комитетом были проведены следующие мероприятия в сфере защиты прав потребителей и регулирования рынка рекламы:
Решение проблем потребителей:
На основании проведенных систематических исследований по защите прав неопределенного круга потребителей и поступивших обращений установлено, что в общей сложности нанесен ущерб 3 259 111 потребителям на сумму 75 600,6 млн сум, а в результате перерасчета денежных средств на сумму 60 609,9 млн.сум, были восстановлены права 2 133 721 потребителя. Принимаются меры по произведению перерасчета оставшихся денежных средств потребителям и восстановлению их прав.
В частности: за отчетный период всего в Комитет и его территориальные отделения от потребителей поступило 25 644 обращения (в 2021 году – 26 249) по поводу нарушений их прав и интересов.
Из них, 10 277 (40,1 процента) обращений относились к жилищно-коммунальному обслуживанию и транспортным услугам, 9 596 (37,4 процента) к торговле и общественному питанию, 4 415 (17,2 процента) к связи, финансам и социальным услугам и 1 356 (5,3 процента) соответствует рекламным отношениям и другим вопросам.
Из этих обращений 19 905 или 80,6 процента (13 604 об удовлетворении и 6 301 об оказании правовой помощи) были решены положительно, а по 3 886 (15,2 процента) даны соответствующие разъяснения и 939 (3,7 процента) были направлены в компетентные органы.
В ходе исследований, проведенных по рассмотрению обращений, установлено, что нарушены права 83 960 потребителей, а также им причинен вред на сумму более 17,8 млрд сумов.
Потребителям пересчитано 15,9 млрд сумов (89,3 процента) от выявленных средств, принимаются меры по возврату оставшихся 1,9 млрд сумов. В частности, потребителям, чьи права были нарушены в сфере торговли и общественного питания, обеспечен перерасчет на 5,3 млрд сумов в денежной форме, а 466 потребителям обеспечен возврат товаров на сумму 2,0 млрд сумов.
В рамках мероприятия представители СМИ и общественности были проинформированы на пресс-конференции о проделанной работе в 2022 году.
В ЭТОМ МЕРОПРИЯТИИ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ ЧЛЕНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА